Уголок потребителя

Установление специальных «уголков» — это, в первую очередь, требование законодательства о предоставлении гражданам информации о товарах или услугах, а также о продавце (или о том, кто услугу предоставляет). Данное требование обусловлено статьёй 8 ФЗ «О защите прав потребителей» и статьёй 495 Гражданского кодекса РФ.

Соответствующий стенд — уже привычный элемент любого зала, в котором проводится обслуживание клиентов. Не важно, используется помещение для продажи продовольственных товаров, предоставления каких-либо услуг, в том числе общественного питания. С помощью уголка компания может подчеркнуть свой статус, указать на выполнение требований законодательства и готовность нести ответственность за свои действия.

Однако, в законодательстве понятие «уголок потребителя» отсутствует. Данное наименование сформировано только практикой, для более удобного отграничения от других участков торгового зала или офиса. Определение простое и понятное конечным пользователям, поэтому и используется повсеместно, в том числе встречается и в юридических текстах.

Говоря простым языком, такая зона требуется, чтобы клиенты могли изучить свои права и обязанности, посмотреть сведения о продавце или лице, оказывающем им услуги и быстро могли найти информацию о том, куда и как жаловаться в случае возникновения проблемы. Сейчас, когда у каждого лица есть быстрый доступ в интернет с мобильных устройств, такие сведения уже не так остро необходимы. Тем не менее ее наличие продолжает оставаться законодательным требованием.

О чем узнаете

Как и зачем оформлять уголок потребителя в ресторане

Штрафы

До 10 тысяч рублей штраф за отсутствие или нарушение оформления уголка потребителя. Проверки проводит Роспотребнадзор. Обычно по жалобам недовольных граждан или конкурентов.

Как оформить уголок потребителя

Уголок потребителя в общепите в 2022 году оформляем в соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства 1515 от 21.09.20. Предыдущие Правила 1036 от 15.08.97 отменены с 1 января 2021 г.

Требований к формату уголка нет. Можно оформить стенд на стене и назвать его «Уголок потребителя» или «Доска информации». Можно убрать все документы в папку с надписью «Уголок потребителя». Папку разместить на видном месте.

Где разместить

Располагаем уголок до зала обслуживания. Например, в вестибюле вешаем доску информации или на стойке при входе выкладываем папку с документами.

Потребителю нужно дать возможность ознакомиться со всей информацией вне зала обслуживания, это требование закона.

Что должно быть в уголке потребителя в 2022

В 2021 году изменился перечень документов уголка потребителя для общепита. Обновились редакции законов, вышла новая редакция Правил оказания услуг общепита, больше не нужен Список законов. Даже если уголок потребителя в ресторане есть, предлагаем проверить перечень документов на актуальность.

Распечатать или купить в книжном магазине

    от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (закон о ЗПП). общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ 1515 от 21.09.20.

Заполнить по образцам

Информационный листок о заведении.

Укажите в нем: наименование организации или ИП, юридический адрес организации, адрес заведения, режим работы, тип заведения (ресторан, бар, кафе, иное), перечень оказываемых услуг, способы реализации продукции. Это требование п. 12 Правил оказания услуг, ст. 8 закона о ЗПП.

Перечень контролирующих органов (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, пожарный надзор, прокуратура, полиция, мэрия) с адресами, телефонами.

Объявление о запрете и ответственности за продажу спиртной продукции и табака детям.

Объявление о запрете нахождения несовершеннолетних в ночное время без сопровождения взрослых.

Нужно, если в вашем регионе это запрещено. Найти местный закон можно по запросу «несовершеннолетние после 22 часов ВАШ РЕГИОН».

Пример объявления для Ярославской области.

Пример объявления. Аналогичный текст лучше включить и в меню.

До 40 тысяч рублей штраф для организации за неразмещение этой информации.

Вывесить оригиналы

План эвакуации и инструкция по пожарной безопасности вашей организации.

Книга отзывов и предложений.

Пронумеруйте, скрепите подписью и печатью. Можно не хранить в уголке, но нужно предоставлять потребителю по требованию.

Прейскурант с ценами в рублях всех блюд и напитков из меню.

Сведения об основных потребительских свойствах продукции.

Закон требует указать по каждому блюду: фирменное наименование, способ и условия приготовления, основные ингредиенты, вес (объем) порций, пищевую ценность, калорийность, БЖУ.

Некоторые заведения пишут это в меню, меню бизнес-ланча и даже в чеках. Тогда в Уголке достаточно вывесить все действующие меню и следить за их актуальностью.

Кто-то пишет сведения в отдельном документе, чтобы не нагружать меню информацией и выполнить требования проверяющих. Тогда в меню дополняют фразой: «С дополнительной информацией об основных потребительских свойствах предлагаемой продукции вы можете ознакомиться в уголке потребителя на входе в заведение».

Лучше сделать

Следующие документы не обязательны по правилам оформления уголка потребителя в 2022 году. Но мы делаем, чтобы исключить претензии проверяющих и посетителей.

Список правил и технических регламентов.

В действующих Правилах оказания услуг прямо не указано, что этот список нужен. По предыдущим Правилам за отсутствие списка штрафовали. Мы проконсультировались с Роспотребнадзором в 3 регионах. Нас уверили, что список по-прежнему нужен, теперь на основании ст. 10 закона О ЗЗП.

Правила поведения для потребителей заведения.

Нужны для конфликтных посетителей и на случай проверок по их жалобам. В Правилах поведения можно «узаконить» запрет на верхнюю одежду в зале, вход с животными.

До 2021 года мы делали Правила, чтобы запретить курение в заведении. Сейчас отдельный документ не нужен. Запрет установили в законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма».

Какие документы убрать из уголка

Не нужен в уголке потребителя журнал учета проверок юридического лица и ИП.

Некоторые заведения выставляют журнал в уголке. В журнале отмечаются все проверяющие, пишут выявленные при проверке нарушения и выданные предписания. Для любопытного посетителя чтение журнала в вестибюле может стать лишним поводом для жалоб.

Как не тратить время на бумаги и соблюсти закон

Проверяют не только уголок потребителя и не только Роспотребнадзор. Из-за коронавирусного моратория на проверки нас чаще стали контролировать удаленно, проверять по документам.

  • Россельхознадзор проверяет сроки хранения мяса и оформление ВСД в Меркурии.
  • Выдавший алкогольную лицензию департамент контролирует продажи алкоголя и отражение вина в ЕГАИС.
  • Росприроднадзор требует договоры на утилизацию отходов и взносы за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Инспекция труда анализирует оформление трудовых договоров и срок подачи СЗВ-ТД.
  • Налоговая проверяет отчетность. Кто и что проверяет в ресторане — читать статью.

Многие до сих пор думают, что выполнить все требования проверяющих можно только со штатом бухгалтеров, юристов и кадровиков. Но это не совсем так. Стандартные процедуры давно автоматизировал Presto. Программа:

  • спишет продукты, из которых состоят проданные блюда;
  • отчитается в ЕГАИС по закрытию смены;
  • погасит пачку ВСД за 1 клик и отчитается в Меркурий;
  • заполнит первичку по фотографиям накладных;
  • отправит СЗВ-ТД в момент трудоустройства повара;
  • покажет директору в режиме онлайн выручку и средний чек, задержку подачи и продажи официантов.

Автоматизация ресторана, кафе, фастфуда

Все действия кассира — на видео

Все действия кассира — на видео

Все действия кассира — на видео

Presto привязывает видео ко времени по чеку: что пробивали, отмены пречека, дали 1000 или 2000, сколько сдачи. Видео по любым спорным ситуациям вы найдете за пару кликов.

Уголок потребителя — зачем он нужен?

Во-первых, это наглядная информация для третьих лиц о контактных данных, скрывающихся за названием Вашего заведения. Например, кафе может иметь название «Березка», а в действительности это будет индивидуальный предприниматель Иванов.

На информационном стенде любой потребителей Ваших товаров и услуг должен увидеть с кем именно он имеет дело: юридическое наименование, регистрационные данные и контактную информацию.

Предположим, потребитель Ваших товаров или услуг остался недоволен тем, как его обслужили или качеством приобретенной продукции и у него появилось желание написать на Вас жалобу в Роспотребнадзор или еще хуже – подать исковое заявление в суд. Подойдя к уголку потребителя, гражданин сможет увидеть контактный номер телефона представителя организации — позвонит по нему, и Вы урегулируете с этим человеком вопрос в добровольном порядке без жалоб и судов .

Как адвокату, мне приходилось сталкиваться с такими ситуациями, когда клиент знал где, например, он некачественно отремонтировал свой автомобиль, но не мог определить, кто именно ему оказал некачественную услугу, так как кроме названия «Автосервис» ремонтная мастерская не имела никакой иной информации о лице или организации, занимающейся этим бизнесом. Доступа к такой информации у клиента не было по простой причине – в автосервисе отсутствовал информационный уголок потребителя. В итоге владелец такого бизнеса имел не только проблемы с потребителем в суде по качеству оказанных услуг, но и получал проверку Роспортебназдора и штраф от этого ведомства – за отсутствие оформленного уголка потребителя в автосервисе .

Перечень документов уголка потребителя в 2025 году

Если Вы являетесь ИП (индивидуальным предпринимателем) или ведете свою коммерческую деятельность в рамках юридического лица (ООО), то уголок потребителя на Вашем объекте в 2025 году должен содержать следующий перечень документов:

  • Ксерокопия (красивее если цветная) свидетельства о присвоении ИНН . (свидетельства ОГРН и ОГРНИП теперь не обязательны).
  • Если Ваша деятельность лицензируется, но необходимо разместить на уголке потребителя копии выданных Вам лицензий , разрешающих ту или иную деятельность.
  • Иногда целесообразно разместить так же копии сертификатов соответствия Ваших товаров или услуг , что хоть и не является обязательным требованием, но несомненно добавит солидности Вашему бизнесу.
  • Контактный телефон , по которому можно связаться с ответственным лицом, который может выслушать предложения или жалобы потребителя. Разместите на уголок потребителя контакты лица, принимающего претензии потребителей.
  • Книга предложений и жалоб (размещать обязательно).
  • Закон о защите прав потребителей (обязательно).
  • Правила торговли и оказания услуг (обязательно).
  • Журнал учета проверок контролирующими органами (желательно разместить чтобы отбиться от незаконных проверок). Подробнее для чего нужна эта книга можно прочитать тут.
  • Телефоны и адреса органов наделенных контролирующими функциями (территориальный отдел Роспотребнадзора, отдел полиции, пожарный надзор).

В каком месте вешать уголок потребителя

Итак, вот мы соорудили или купили этот информационный стенд. Теперь вопрос – куда его повесить, и есть ли какие-то определенные требования к его расположению в помещении, установленные на законодательном уровне? Сразу отвечу на этот вопрос – определенных требований к способу размещения уголка потребителя не существует. Просто поместите этот стенд в общедоступном месте, где он будет виден и доступен для взглядов потребителей .

Иногда, проверяющие контролирующие органы во время плановой или внеплановой проверки ругаются по вопросу скрытого расположения такого информационного стенда, но каких-либо санкций применить за то, что уголок покупателя не был расположен при входе в помещение — к Вам не применят.

Впрочем, зачем его прятать? Ведь если уголок покупателя содержит такую информацию, как лицензии, сертификаты, контактные данные – ему место именно при входе в Ваше заведение, так как такая дополнительная информация только сможет в очередной раз подтвердить законность Вашей предпринимательской деятельности и безопасность её для потребителей.

Внешний вид и цена уголка потребителя — какой лучше купить

Каким будет Ваш уголок покупателя зависит только от Вашей фантазии, ведь и тут законодатель не ограничил Ваш творческий порыв.

  • Можно купить классический уголок в виде стенда с прозрачными пластиковыми кармашками , куда вставить всю необходимую информацию. Можно купить такой информационный уголок в магазине офисных товаров. Цена такого изделия составляет несколько тысяч рублей, но зато внешний вид его будет весьма солидным. Не более тысячи рублей Вы так же потратите на комплект необходимых книг законов.
  • Если Вам не нравится классический вариант уголка потребителя в виде стенда Или у вас просто нет лишнего места для его размещения, то в этом случае можно купить компактный стенд с перекидной файловой системой и повесить его на стене. Место такой уголок будет занимать не много, а информации он будет содержать столько же, сколько поместилось бы на обычном информационном стенде.
Adblock
detector