Характеристика на сотрудника

Характеристика на работника составляется по требованию, описывает квалификацию работника и его личностные качества, трудовую биографию. Характеристика бывает необходима при переводе на другое место работы, повышении, аттестации, решении наградить работника и во многих других случаях.

Лучше, если характеристику будет составлять непосредственный начальник работника – потому что, работая бок о бок, он лучше знает сильные и слабые стороны своего подчиненного, его квалификацию и свойства, но на практике чаще всего характеристика на работника предприятия составляется сотрудниками отдела кадров. Конечно, документы из личного дела работника помогут при составлении характеристики, но картина может быть не полной, поэтому лучше, если в составлении характеристики все же будет принимать участие непосредственный начальник работника.

Бланк характеристики

Форма характеристики на работника произвольная, поскольку каких-то утвержденных стандартов и требований нет. Тем не менее, составляется характеристика на официальных бланках предприятия (листы формата А4) и заверяется печатью предприятия (круглой) и подписью руководителя предприятия. Прежде чем составлять характеристику необходимо точно знать, для чего она будет нужна – для аттестации, для вышестоящего руководства и так далее – поскольку это влияет на информацию, которая должна быть в ней отражена.

Текст характеристики

Характеристика сотрудника с места работы, как правило, должна содержать следующие пункты:

  • наименование документа;
  • исходящий номер документа;
  • фамилию, имя и отчество работника;
  • год рождения работника;
  • наименование предприятия;
  • должность работника и его трудовой стаж;
  • сведения о трудовых навыках работника и его профессиональных качествах, работоспособности. По желанию можно перечислить обязанности работника;
  • сведения об отношениях в коллективе;
  • сведения о дополнительном образовании и повышении квалификации;
  • сведения о поощрении и взыскании;
  • личностные качества работника;
  • цель характеристики;
  • подпись непосредственного руководителя (или работника отдела кадров – того, кто составил характеристику) и руководителя предприятия;
  • дата составления документа;
  • печать предприятия.

Текст характеристики на работника должен быть официальным, как в любом другом документе: строгие факты, минимум воды. Характеристика пишется от третьего лица – «работник поступил, окончил, повысил квалификацию».

Необходимо помнить, что главная цель любой характеристики – дать оценку работнику, поэтому краткая характеристика работника должна содержать все необходимые для оценки сведения (достижения, разработки, проведенные мероприятия, дисциплинарные проступки), а не обтекаемые личностные формулировки (плохой, ленивый, хороший и так далее).

Производственная характеристика на работника

Как правило, такая характеристика составляется для предоставления в больницу или профилакторий. Также производственная характеристика может понадобиться при прохождении медико-социальной экспертизы, врачебно-трудовой комиссии или профосмотра.

Помимо анкетных данных документ должен содержать полные сведения о стаже работника, его должности, условиях его труда и характере выполняемой работы. Также нужно перечислить объемы работы (за смену или за рабочий день) и эффективность труда работника.

Характеристика на бывшего сотрудника

Часто случается, что на предприятие с просьбой составить характеристику обращается уже бывший сотрудник, которому документ может понадобиться при устройстве на новое место работы (например, претендующий на должность судьи должен предоставить служебные характеристики за последние пять лет стажа). При получении такого запроса от бывшего сотрудника необходимо уточнить для каких целей ему понадобилась характеристика, потому что хотя работодатель и не обязан выдавать бывшему работнику какие-либо документы, в некоторых случаях законодательство обязывает руководителя предприятия пойти навстречу (например, в указанном выше примере с претендентом на должность судьи).

Характеристика составляется по стандартной схеме, с письменного разрешения работника, заверяется печатью предприятия и подписью руководителя.

Как вы смогли убедиться, оформление характеристики на работникане такое уж сложное дело.

Стандартная внешняя характеристика на положительно зарекомендовавшего себя работника для предоставления по месту требования

Допустим, работнику (в т. ч. бывшему), к которому работодатель не имеет никаких претензий в части его отношения к труду, нужна характеристика для предоставления новому работодателю или в другую организацию.

Такая ситуация не должна повлечь каких-либо рисков для работодателя. Тогда достаточно просто составить хорошую характеристику, например по образцу из Примера 1.

Пример 1. Положительная характеристика работника для представления по месту требования

Отметим, что даже в такой простой, казалось бы, ситуации, нужно учесть несколько моментов:

1. Характеристика не должна содержать недостоверной информации. Ведь данный документ может запрашиваться не просто так, а для принятия серьезного решения, например об одобрении усыновления.

Соответственно, если в действительности работник, предположим, является психологически неустойчивым, конфликтным, допускает нарушения трудовой дисциплины, что может привести к скорому увольнению, злоупотребляет алкоголем или наркотическими веществами и т. п., то предоставление ему положительной характеристики может привести к негативным последствиям для усыновляемого.

2. У характеристики должен быть надлежащий подписант. Ведь характеристика на человека как работника оформляется именно работодателем.

От имени работодателя по общему правилу действует руководитель организации. Помимо руководителя может быть и иное уполномоченное лицо. Но такие полномочия следует закрепить в официальном документе – ​в должностной инструкции, ином локальном нормативном акте (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка или Положении о персонале), уставе.

См. статью «Уполномоченные представители работодателя» в № 4’ 2022

Пример 2. Формулировка о полномочиях начальника отдела кадров в Положении о персонале

2.1. Начальник отдела кадров наделен следующими полномочиями:

  • составление и подписание характеристик на работников;

3. Нельзя допускать нарушения сроков предоставления характеристики. Если работник запросил ее в письменной форме, то характеристику следует предоставить работнику в срок не позднее 3 рабочих дней, чтобы исключить риск привлечения к ответственности за нарушение ст.

62 ТК РФ. Выдавать характеристику работнику в таком случае лучше под подпись / расписку, если, конечно, сам работник не просил отправить ее по почте или в виде электронного документа. Тогда необходимо заручиться доказательствами ее отправки в срок и оговоренным работником способом.

См. статью «Прошиваем и заверяем оригиналы и копии документов» в № 3’ 2021

Также рекомендуется в характеристике добавить.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ответов на кадровые вопросы по мобилизованным

Что делать, если работник исчез без предъявления повестки или не успел оформить заявление о приостановлении действия трудового договора, как того требует ТК РФ? А если он пропал и скрывается, не будучи официально мобилизованным? Как работодателю принять нового работника на место мобилизованного? Как уволить срочника после возвращения мобилизованного? Что делать с замещающим работником, если мобилизованный не вышел на работу после окончания мобилизации и его уволили за это? По каким основаниям разрешено увольнять мобилизованных? Как прекратить трудовой договор в случае смерти или признания безвестно отсутствующим ранее мобилизованного сотрудника? В статье даем ответы на эти вопросы и разбираем связанные с ними ситуации. Приводим образцы отдельных формулировок и оформления документов: условия трудового договора о сроке его действия при заключении с работником, замещающим мобилизованного, и приказа о приеме на работу; допсоглашения к трудовому договору с замещающим мобилизованного о том, что он трансформируется в действующий неопределенный срок в связи с увольнением замещаемого сотрудника; приказа об увольнении в связи с невыходом на работу в течение 3 месяцев после окончания военной службы по контракту, записей в бумажную трудовую книжку и подраздел ЕФС-1 для этой ситуации; приказа о прекращении трудового договора в связи со смертью работника и расписки в получении трудовой книжки погибшего работника его супругой.

Adblock
detector