1. Российское земельное право основывается на принципе целевого использования земель. В комментируемой статье исчерпывающе определяется перечень из семи целевых категорий.
Количество категорий является неизменным с 1991 г., когда указанный перечень был установлен ЗК РСФСР. Положения о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.
Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п. 1 ст. 7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.
При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.
Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).
2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК РФ. Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий — охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.
Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье, регулируется Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ним градостроительное зонирование — это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Порядок проведения зонирования территорий регулируют и другие федеральные законы.
3. Среди федеральных законов, к которым отсылает п. 3 ст.
7 Кодекса, прежде всего следует назвать Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации — это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.
Понятие целевого назначения земель
Под целевым назначением в российском законодательстве понимается определение юридического статуса земли для установления правомочий или запретов на осуществление на ней определенной деятельности. Конкретные категории и виды разрешенного пользования определены законодательством Российской Федерации (в частности, Земельным кодексом РФ), а особенности реализации такого разделения на практике регулируются федеральным законодательством и подзаконными актами.
В настоящее время в нашей стране предусмотрено разделение земель, исходя из цели их назначения, по следующим категориям:
- Земли сельскохозяйственного назначения;
- Земли населенных пунктов;
- Земли специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и т.д.);
- Земли особо охраняемых природных территорий;
- Земли лесного фонда;
- Земли водного фонда;
- Земли запаса.
Каждой указанной категории корреспондируют конкретные виды допустимого использования, а также запреты на осуществление определенной деятельности. Статус каждой категории подразумевает наличие перечня видов пользования, которые разрешены в отношении данного участка, поэтому изменение цели назначения участка (а также видов использования) осуществляется двумя возможными вариантами:
- С процедурой перевода из одной категории в другую;
- Без оформления перевода в другую категорию.
Где можно найти информацию о разрешенных видах пользования?
Конкретные виды допустимого пользования, разрешенные для данного участка, выбираются правообладателем самостоятельно, без необходимости проведения процедур согласования или разрешения с органами власти.
Для определения списка доступных видов использования участков в нашей стране используется Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который был утвержден Приказом МЭР РФ от 01 сентября 2014 года № 540 (в редакции по состоянию на 30 сентября 2015 года).
Данный Классификатор был официально опубликован в «Российской газете» и размещен для общего доступа по адресу: https://rg.ru/2014/09/24/uchastki-dok.html.
Из указанного классификатора правообладатель участка земли вправе самостоятельно выбирать допустимые разрешенные виды деятельности. При этом он обязан соблюдать ограничения и запреты при пользовании участком, определяемые целью его назначения.
Порядок изменения категорий земель и видов допустимого использования
Изменение цели назначения участка может происходить двумя способами:
- С оформлением процедуры изменения одной категории на другую;
- Без изменения категории, но с изменением доступных видов пользования.
При осуществлении процедуры изменения категории участок может получить любой допустимый вид использования в пределах новой категории. При переводе в другую категорию меняется и доступный перечень разрешенных видов пользования.
В случае если изменение цели назначения участка не сопровождается изменением категории, виды допустимого использования могут меняться только в пределах той же самой категории. При этом виды пользования изменяются в соответствии со схемами территориального планирования публичных образований, генеральных планов и градостроительных регламентов.
Окончательное решение об изменении цели назначения земли принимает глава местного органа власти с учетом мнения граждан, выраженного при проведении публичных слушаний.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Пример употребления на «Секрете»
«…Все российские земли по целевому назначению подразделяются на несколько категорий. В основном дачные участки находятся в населённых пунктах, реже загородные дома располагаются на землях сельхозназначения. Если заросший сорняком участок попадает в поле зрения надзорных органов, нерадивого землевладельца, скорее всего, ждёт наказание».
(Из новости о том, за какие сорняки могут оштрафовать дачников.)