Врач отказывается продлевать больничный

Больничные листы представляют собой официальные документы, которые фиксируют факты нетрудоспособности работников в течение периода болезни или травмы. Чтобы получить его, сотруднику необходимо лично обратиться в медицинское учреждение или вызвать врача на дом. Датой открытия больничного в этой ситуации будет считаться дата обращения.

Если работник болел в течение нескольких дней до этого, но не обращался к врачу, они не будут включены в срок болезни.

Нужно учитывать, что правом выдачи больничных листов обладают только медицинские компании, имеющие действующую лицензию. При этом в соответствии с приказом Минздрава N 1089н, принятым в 2021 году, некоторые медицинские организации не имеют права выдавать этот бланк. В их список входят:

  • больницы скорой помощи;
  • станции переливания крови;
  • приемные отделения госпиталей и других медучреждений;
  • грязевые и бальнеологические лечебницы;
  • особые медицинские организации, включая центры медицины катастроф, бюро медико-социальной экспертизы и проч.;
  • организации, выполняющие надзор за соблюдением прав граждан в области защиты прав потребителей.

Оформление листка нетрудоспособности

Действующая форма листка временной нетрудоспособности определена положениями приказа Минздрава N 347н, принятого в 2011 году. В нем приводится его образец и дается расшифровка каждой графы. Бланк содержит два основных раздела: первая сторона заполняется медицинским учреждением, выдающим больничные, вторая – непосредственно организацией, где работает сотрудник.

Работник не участвует в составлении документации.

Самое важное, что нужно помнить – это то, что современные листки подлежат прочтению на машинном оборудовании. Поэтому все записи в этом документе должны выполняться только гелевой или капиллярной ручной черного цвета: использование шариковой ручки не допускается. Также разрешено вносить сведения в больничные с помощью печатающих приспособлений.

Все надписи и печати должны четко умещаться в пределы выделенных для них граф. Заполненный лист нельзя сгибать или иным способом повреждать его поверхность: это стать причиной того, что данные станут нечитаемыми.

Наличие исправлений и ошибок в листке нетрудоспособности не разрешается. Если в процессе его заполнения была допущена ошибка, например, неправильно написали фамилию больного, документ придется переоформить: учреждение заполняет дубликат документа, делая на нем соответствующую пометку. Если ошибку в больничном обнаружил уже работодатель, получивший документ от работника, он должен направить сотрудника для исправления неточностей в то медицинское учреждение, которое выдало больничный.

Исправлять в документе ошибки, допущенные медицинской организацией, нельзя. В противном случае работодатель не сможет получить возмещение потраченных средств из ФСС.

Работнику не стоит переживать, что работодатель узнает деликатные сведения относительно его проблем со здоровьем. Действующие правила заполнения больничных не предполагают указания в нем сведений о диагнозе, поставленном больному. Для целей учета в нем предусмотрена лишь графа, отражающая причину нетрудоспособности в закодированном виде.

В общей сложности приказ № 347н предусматривает 15 кодов для обозначения этих причин плюс пять дополнительных кодов, служащих для уточнения обстоятельств выдачи больничных листов.

Передача больничного работодателю

После получения бланка работодателю отводится десять рабочих дней на то, чтобы начислить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности, заполнить свою часть листка и направить его в ФСС, чтобы получить возмещение. Основная часть информации, вносимой компанией, относится к техническим сведениям, необходимым для корректного расчета величины пособия. Здесь указывается его средний заработок, страховой стаж, ИНН, СНИЛС и другие данные.

При этом в соответствии с Письмом ФСС РФ от 28.10.2011 №14-03-18/15-12956 небольшие технические недочеты, допущенные в этом разделе, не могут быть причиной отказа Фонда социального страхования в выплате возмещения работодателю.

Начисление пособия

В соответствии с частью 2 статьи 3 федерального закона № 255-ФЗ, посвященного вопросам обязательного социального страхования, выплату пособия за первые три дня нетрудоспособности работника работодатель осуществляет из собственных средств. Оставшиеся дни нахождения на больничном оплачиваются из средств ФСС.

Величина пособия дифференцируется в зависимости от общего страхового стажа работника:

  • при страховом стаже менее шести месяцев он рассчитывается как минимальная оплата труда (МРОТ) для соответствующего региона;
  • при стаже от 6 месяцев до 5 лет он составляет 60 процентов среднего заработка работника за период нахождения на больничном;
  • при стаже от 5 до 8 лет – 80% среднего заработка;
  • при стаже более 8 лет – 100% среднего заработка.

Если работник заболел в течение месяца после увольнения из компании, ему также положено пособие по временной нетрудоспособности – в размере 60% среднего заработка.

Основания для снижения размера выплат

В некоторых случаях величина пособия может быть снижена по сравнению со стандартными размерами. Причины для принятия такого решения перечислены в статье 8 закона 255-ФЗ. Они включают следующие варианты:

  • нарушение режима, установленного лечащим врачом, в период нахождения на больничном;
  • неявка на очередной врачебный осмотр или медицинскую комиссию;
  • получение травмы или заболевания в результате нахождения в состоянии алкогольного, токсического или иного опьянения.

Во всех этих случаях размер пособия будет рассчитываться исходя из величины МРОТ для данного региона.

Сроки нахождения на больничном

При обращении заболевшего или получившего травму гражданина в медицинское учреждение лечащий врач имеет право выдать ему листок временной нетрудоспособности продолжительностью до 15 календарных дней. Если больничные выдаются фельдшером или зубным врачом, их наибольшая продолжительность может составлять только 10 дней. Реальная продолжительность нетрудоспособности в пределах этого срока определяется врачом, учитывая, какими особенностями характеризуется заболевание.

Если для лечения болезни или восстановления трудоспособности требуется более длительное время, решение о продлении срока документации принимается специальной врачебной комиссией.

Максимальный срок, предоставляемый для этих целей, может составлять 10 месяцев в году. В отдельных, особенно сложных случаях – например, восстановление после перенесенного туберкулеза или серьезной операции – допускается его увеличение до 12 месяцев, то есть целого года. При этом в течение этого года работник должен каждые 15 дней являться на осмотр к своему лечащему врачу.

Если по истечении максимального срока действия, установленного для больничных листов, здоровье работника все еще восстановилось не полностью, его направляют для прохождения медико-социальной экспертизы для решения вопроса о присвоении группы инвалидности.

Сроки предоставления документа

Обычно работники предоставляют больничные в день выхода на работу после завершения периода временной нетрудоспособности. Однако сотрудники имеют право сдать руководителю больничные в течение шести месяцев с даты восстановления трудоспособности, то есть окончания больничного.

В определенных ситуациях этот срок может быть дополнительно продлен. Список таких случаев, определенный приказом Минздрава N 74, принятым в 2003 году, включает:

  • форс-мажорные обстоятельства природного или техногенного характера, например, пожар, землетрясение и т.д.;
  • длительный период нетрудоспособности, составляющий шести месяцев в году;
  • переезд на другое место постоянного жительства;
  • вынужденный прогул, вызванный незаконным отстранением от работы или увольнением;
  • серьезные проблемы со здоровьем у близкого родственника или его смерть;
  • другие основания, которые суд признает уважительными.
Adblock
detector