Самозанятый может выбрать любой вид деятельности из ОКВЭД-2. Но есть и ограничения.
Не может стать самозанятым по виду деятельности тот, кто:
- продает товары, которые произвел не сам,
- продает подакцизные товары: табак, алкоголь, бензин,
- добывает и продает полезные ископаемые,
- занимается доставкой товаров для других компаний,
- работает по договорам поручения, комиссии и агентским,
- сдает в аренду офисные или нежилые помещения.
Доход самозанятого должен быть не больше 2,4 миллиона рублей в год. Если превысить эту сумму, применять этот режим нельзя.
Какие налоги платят самозанятые
Сколько и как платить налог самозанятому — зависит от того, от кого он получил доход:
- если от физлица, ставка налога будет 4%,
- если от компании или ИП — 6%.
Налог рассчитывается с доходов, но уменьшать доходы на расходы нельзя. Рассчитать и заплатить налог нужно в приложении ФНС.
Налоговая каждый месяц до 12 числа будет направлять через приложение уведомление о налоге за прошлый месяц. Заплатить его надо не позже 25-го числа следующего месяца. При этом если сумма налога будет меньше 100 рублей, уведомление не направят. Эту сумму прибавят к налогу в следующий раз.
Самозанятый и ИП: в чем разница
Регионы, в которых можно работать, размер налоговой ставки и максимального дохода — вот чем отличаются самозанятые от ИП.
2019 год — Москва, Подмосковье, Татарстан, Калужская область.
с 1 января 2020 — см. здесь
с 1 июля 2020 — вся Россия
если получил доход от физлица — 4%,
в зависимости от налогового режима:
Однозначных плюсов и минусов самозанятых или ИП нет. Самозанятость больше подходит тем, кто может работать самостоятельно, не нанимая сотрудников.
Так, выгодно быть самозанятым, например, строителям и грузчикам. Не надо платить регулярные взносы, как это делает ИП. Налог начисляется только с фактического заработка, то есть когда нет заказов — платить ничего не надо.
Кроме того, режим самозанятого будет находкой для тех, кто хочет сдавать квартиру в аренду. Это можно делать официально, отчисляя всего 4% или 6%. Если есть основная работа, а сдача квартиры — дополнительный заработок, можно быть самозанятым и работать по трудовому договору. Плюс ко всему работодатель будет платить все необходимые взносы.
Регистрация ИП нужна тем, кто планирует нанимать сотрудников или заниматься торговлей.
Что лучше — ИП или самозанятый — стоит решить исходя из специфики вашего бизнеса. Но в любом случае вам надо следить за текущими задачами, остатками денежных средств или выставлять счета. Для этого отлично подойдет МойСклад — простой и удобный облачный сервис, с помощью которого можно управлять заказами и продажами.
Можно ли одновременно быть ИП и самозанятым?
Самозанятым и ИП одновременно быть можно, но есть ограничения. Предприниматели не могут совмещать самозанятость с другими налоговыми режимами, например, с ЕНВД или ОСНО. (п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ).
Таким образом, ИП может быть одновременно самозанятым, если вся его деятельность вписывается в требования. Тогда предприниматель не теряет статус ИП, но для него начинают действовать все ограничения спецрежима.
Надо ли платить страховые взносы?
Самозанятые не обязаны делать взносы в Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
В Фонд ОМС автоматически поступает часть налога на профессиональный доход.
Взносы в ПФР можно перечислять по желанию. Для этого нужно написать заявление в ПФР. Законом установлен минимальный размер взносов за год. Можно внести и меньшую сумму, но в этом случае в стаж засчитают не целый год, а количество месяцев, пропорциональное взносу.
Договор с самозанятым лицом: образец
С самозанятым можно заключить обычный договор гражданско-правового характера, например, на оказание услуг или аренды. Условия договора могут различаться в зависимости от того, является ли самозанятый ИП.
В документе нужно отразить, что он подписан именно с плательщиком НПД. Например, указать: Исполнитель/подрядчик/арендодатель является плательщиком налога профессиональный доход и стоит на учете в ФНС.
К договору нужно приложить справку о том, что исполнитель является самозанятым. Ее можно распечатать из приложения ФНС.
Онлайн-касса для самозанятых
Онлайн-касса самозанятым не нужна. Но они должны формировать аналог чека в приложении «Мой налог». Он может быть бумажным и электронным. Последний можно отправить на телефон, еmail или дать клиенту просканировать QR-код.
Как самозанятому сформировать чек
Если клиент расплатился наличными или картой, чек нужно оформить сразу. А если оплата была другими безналичными способами, чек надо передать не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем, в котором был расчет.
- Название документа.
- Дата и время расчета.
- ФИО и ИНН самозанятого.
- Обозначение налогового режима «Налог на профессиональный доход».
- Название товаров, услуг или работ.
- Сумма расчета.
- ИНН покупателя, если заказчик — компания или ИП.
- QR-код.
- Уникальный идентификационный номер чека. его присваивает налоговая в момент формирования чека.
Если в расчетах с покупателем есть посредник, например, если самозанятый сдает продукцию на реализацию, чек можно не формировать.