Коап рф с комментариями

Субъектами ФЗ №195 являются:

  • физлица;
  • юрлица;
  • должностные лица.

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры.

Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ со всеми правками в 2021-2022 годах предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

Минимальный штраф или даже предупреждение

Начиная с 25.07.2022 ст. 4.1 КоАП РФ дополнена ч. 3.4-1, согласно которой штраф будет начислен по нижнему пределу, если правонарушение было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и нарушитель сам предотвратил вредные последствия своих деяний или добровольно возместил причиненный ущерб (или устранил его).

Это означает, что если предусмотренный санкцией применяемой статьи или части статьи КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа имеет нижнюю и верхнюю границы, то должна быть применена нижняя.

  1. нарушением не причинен вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
  2. не создана угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  3. отсутствует имущественный ущерб.

До 25.07.2022 данное правило касалось только некоммерческих организаций, а также субъектов МСП. Теперь норма универсальна, но в ряде случаев рассчитывать на замену штрафа предупреждением все же не приходится. Они названы в ч. 2 ст. 4.1.1.

Под формулировкой «впервые совершенное правонарушение» подразумевается, что ранее в отношении данного лица не выявлялись иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными (т. е., имеющими единый родовой объект посягательства) по отношению к рассматриваемому правонарушению. Проще говоря, компанию или ИП за все время их существования еще ни разу не поймали хоть на каком-то административном нарушении.

Если же такие факты имелись, то уже не имеет значения было ли назначено по ним наказание, вступило ли соответствующее постановление о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению в силу или лицо было вообще освобождено от санкции, истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию – все равно совершенным впервые нарушение уже не посчитают (см. п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред.

от 23.12.2021), п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 (ред.

от 01.06.2022)).

С 06.04.2022 новая статья 4.1.2 КоАП РФ определила особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально-ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Этим лицам административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) КоАП РФ для индивидуальных предпринимателей, а если такая мера ответственности не установлена, то в размере половины от величины штрафа, установленного соответствующей нормой КоАП РФ для юридических лиц.

По одному штрафу за один заход

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Таковы новые положения ч. 5 ст.

4.4 КоАП РФ, действующие с 06.04.2022.

Например, инспекция труда при проверке установила, что организация не обеспечила спецодеждой 10 сотрудников, которым средства индивидуальной защиты полагались по нормам ТК РФ. Работодателя оштрафуют на основании ч. 4 ст.

5.27.1 КоАП РФ на сумму от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, но однократно – без умножения этой величины на число обделенных работников.

Когда при тех же обстоятельствах обнаружены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание (с учетом положений ч. 2-4, 6 ст. 4.4 КоАП РФ).

Возбуждение дела только после контакта с фигурантом

Если на организацию или ИП кто-то пожаловался, вышел материал в СМИ об имеющихся нарушениях, данные о нарушении поступили из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, то это еще не повод возбуждать дело об административном правонарушении. Сначала обязательно компетентным органом должны быть проведены проверка или иное контрольное (надзорное) мероприятие во взаимодействии с контролируемым лицом.

Эти новые правила, определенные ч. 3.1 – 3.4 ст. 28.1 КоАП РФ и примечанием к ней, распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ или Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Новшества появились в КоАП РФ с 25.07.2022.

Полцены при быстрой уплате

Одна из самых приятных новостей – появившаяся возможность уплатить штраф со скидкой в 50 %, если сделать это не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении наказания (ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, введенная с 25.07.2022 г.).

Это правило работает, если административное правонарушение было выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и не распространяется на некоторые нарушения, а именно, предусмотренные статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5-7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1-8.1, 9.1-39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

Смягчение санкций за валютные нарушения

Кардинально переписали ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающую наказания за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Теперь штраф за осуществление незаконных валютных операций для граждан, ИП и юридических лиц составляет от 20 до 40 % суммы незаконной валютной операции (было от 75 до 100 %) (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Кроме того, смягчены штрафы для должностных лиц, предусмотренные данной статьей.

Эти новшества заработали с 24.07.2022.

В новом примечании 10 к ст. 15.25 оговорено, что административная ответственность неприменима к резиденту, если невыполнение соответствующего требования валютного законодательства обусловлено применением мер ограничительного характера в отношении российских граждан или юридических лиц со стороны иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия. Этот принцип распространяется на правоотношения, возникшие в период с 23 февраля 2022 года по 31 декабря 2022 года (ч.

3 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2022 № 235-ФЗ).

В свою очередь, п. 4 и 5 ст. 2 этого же закона предписано прекратить дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, если требование валютного законодательства не выполнено в период с 23 февраля 2022 года именно по причинам санкционного характера со стороны недружественных стран, а ранее принятые, но не неисполненные к 24.07.2022 г.

постановления о наложении административных наказаний за совершение вышеуказанных правонарушений не подлежат исполнению.

Со списком недружественных государств можно ознакомиться в Распоряжении Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.

Статус КоАП как документа федерального уровня

Статьёй 1.1. данного кодекса допускается возможность принятия каждым субъектом федерации своего собственного кодекса об административных правонарушениях. Такой нормы нет, например, для Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с правилами иерархии юридических документов каждый субъект федерации может руководствоваться только данным ФЗ №195, если не был принят его региональный аналог. Суть аналога состоит в том, чтобы развить некоторые положение федерального закона в соответствии с региональной спецификой. Однако документы низшего иерархического уровня не должны противоречить федеральным законам.

Так что ФЗ №195 в любом случае прямо или опосредованно действует на всей территории России.

Поскольку КоАП является законом федерального уровня, он «подчиняется» только Конституции РФ и международным договорам, если они ещё не стали частью конституционных норм. Однако следует обратить внимание на формулировку из статьи 3 Гражданского кодекса РФ. В ней говорится о том, что любые нормы, касающиеся гражданского права, описанные в других законах, не должны противоречить положениям ГК РФ.

Это означает, что при пересечении некоторых норм КоАП с нормами ГК, приоритетом являются положения, содержащиеся в последнем документе.

Adblock
detector