Как открыть обособленное подразделение

Обособленное подразделение — это, проще говоря, филиал компании.
Согласно Налоговому кодексу РФ (ст.11, п.2) под обособленным подразделением подразумевается любое отделение фирмы, находящееся по адресу, отличному от юридического, где оборудованы стационарные (созданные на срок более 1 месяца) рабочие места: к примеру, торговая точка, офис, пункт выдачи заказов интернет-магазина. Причем факт наличия рабочих мест не подразумевает обязательного регулярного присутствия работников на территории обособленного подразделения: например, обособленным подразделением может быть признано складское помещение.

В НК РФ также указано, что обособленное подразделение считается таковым вне зависимости от наличия упоминаний о факте его создания в учетных и других документах предприятия, т.е. отсутствие регистрации не отнимает у обособленного подразделения его статуса, однако в этом случае юридическое лицо понесет ответственность по ст. 117 НК РФ (уклонение от постановки на учет в налоговом органе).

Обособленное подразделение может иметь свою печать и собственный баланс: соответственно, бухгалтерия для него ведется отдельно.

Обособленное подразделение нужно открывать, даже если это всего лишь другой район города. Например, если юридический адрес у Вас в Калининском районе Санкт-Петербурга, а Вы хотите открыть филиал в Невском районе Санкт-Петербурга, то Вам нужно отнести документы в Калининскую налоговую, а они уже передадут сведения о вас в Невский район.

Обособленное подразделение нужно открывать, даже если фактический и юридический адреса находятся в одном районе города. В этом случае открытия обособленного подразделения также придется ждать 5 дней.

Индивидуальным предпринимателям (ИП) открывать обособленные подразделения не требуется и не предусмотрено законом.

Обособленное подразделение, филиал, представительство: в чем разница?

Обособленное подразделение может быть наделено статусом представительства или филиала.
Представительство может представлять интересы юридического лица, однако оно не наделено его правами, т.е. не может вести коммерческую деятельность.

Филиалом считается обособленное подразделение юридического лица, которое выполняет функции или часть функций самого юридического лица, т.е. может вести коммерческую деятельность от имени юридического лица, а также представлять его интересы.
Ни филиал, ни представительство не являются самостоятельными юридическими лицами и представлять интересы фирмы в суде могут только по доверенности.

Также они не имеют статуса налогоплательщиков, поэтому налоговая отчетность по ним не предоставляется отдельно, а включается в отчетность юридического лица.
Предприятия, находящиеся на УСН, могут регистрировать обособленные подразделения, не являющиеся филиалами или представительствами. Индивидуальные предприниматели не могут регистрировать обособленные подразделения.

План действий при создании обособленного подразделения

Если развитие бизнеса требует открытия дополнительных офисов, складов, магазинов, удаленных от основного предприятия, руководство должно принять решение, выработать план действий и открыть обособленное подразделение.

Изначально прорабатывают положение об обособленном подразделении. Его содержание законодательно не регламентировано, его можно даже не делать, однако если оно будет, можно избежать проблем с налогообложением, о чем расскажем ниже. В нем важно рассмотреть: выбранные виды обособленных подразделений, адрес, цели и задачи, список имущества, органы управления и сферу их полномочий, положения о трудовой деятельности работников и оплате их труда, контроль головным офисом, бухгалтерский учет, порядок ликвидации.

Чем подробнее будут описаны права и обязанности ОП – тем лучше.

Обратите внимание

Промежуток времени с даты принятия решения до начала фактической деятельности ОП законодательно не ограничен, то есть неважно, пройдет месяц или полгода. Налоговая инспекция за дату начала деятельности принимает обычно дату в приказе руководителя о его создании.

Пошагово территориально обособленное подразделение открывается так:

  1. Руководитель или собственники принимают решение открыть обособленное подразделение.
  2. Проработка нюансов в положении об обособленном подразделении.
  3. Подготовка к открытию: поиск руководителя, помещения, сотрудников.
  4. Приказ о создании обособленного подразделения. Если открывается банковский счет, и ОП будет самостоятельно платить заработную плату, это отражают в приказе.
  5. Фактическое открытие.
  6. Регистрация обособленного подразделения в ИФНС.
    Если ОП открывает свой банковский счет и платит сотрудникам зарплату, до истечения месяца нужна:
  7. Регистрация обособленного подразделения в ФСС.
  8. Постановка на учет обособленного подразделения в ПФР.

Постановка на учет в фондах

Когда головной офис платит зарплату сотрудникам ОП, никого больше уведомлять не нужно. Если у ОП есть банковский счет и оно платит зарплату работникам, следовательно, делает страховые и «зарплатные» отчисления в ФНС, в течение месяца с начала работы потребуется:

  • Регистрация обособленного подразделения в ФСС происходит после отправки следующих документов: заявления, справки из банка об открытии счета, документа, наделяющего руководство ОП правом выплаты заработной платы.
  • Сообщить в ФНС об открытии ОП с обязанностью выплаты зарплат, оттуда сведения автоматически направляются в ПФР.

Как оформить обособленное подразделение в другом городе

Открытие обособленного подразделения в другом городе ничем не отличается от организации его по соседству, так как все документы подаются в свою ИФНС. Даже при открытии по стране целой филиальной сети, каждое обособленное подразделение отчетность посылает в одну ИФНС.

В пределах МО в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе предусмотрена упрощенная процедура открытия и постановки на учет одновременно нескольких ОП.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

ООО, работающее на упрощенке, может столкнуться с неожиданной проблемой: одним из условий, допускающих УСН, является отсутствие филиалов. То есть как только появляются филиалы, организация обязана перейти на ОСНО. На представительства это правило не распространяется, по всей видимости потому, что они не могут вести коммерческую деятельность.

Чтобы понять, как открыть обособленное подразделение ООО, и не потерять право использовать УСН, нужно вспомнить отличие филиала от обособленного подразделения.

Обратите внимание

Филиал наделен полномочиями выполнять обязанности головного предприятия. Чтобы не потерять возможность применять УСН, нужно четко продумать и прописать положения об ОП. Чем меньше функций оно выполняет и чем меньше полномочий у руководителя, тем меньше шансов на претензии со стороны ФНС.

На ЕНДВ обособленное подразделение претендовать не может, так как с 1 января 2021 года этот он упраздняется по всей территории России.

Виды структурных единиц юрлица

Бизнесмен, который мечтает о расширении бизнеса может пойти двумя путями.

Организовать филиал или представительство.

Первый вариант — это «официальные» структурные части компании:

они вносятся в ЕГРЮЛ;

сведения о них также можно отразить в Уставе (до 2014 г. было обязательно, а теперь по желанию);

им присваивается уникальный ИНН;

на них можно открыть отдельный расчетный счет (соответственно, можно выставлять счета по месту осуществления деятельности);

для них создается специальный учредительный акт — Положение о филиале/представительстве.

Между собой филиал и представительство различаются в объеме правомочий. Филиал может осуществлять все функции юрлица по месту нахождения, представительство же только презентует и защищает интересы своей фирмы в регионе.

Важно! Юрлицо, у которого есть официальные подразделения в регионах, не может применять упрощенную систему налогообложения.

ОП — это структурная единица компании, которая не регистрируется в ФНС. Оно создается для присутствия сотрудников фирмы в другом городе и должно отвечать следующим признакам:

есть отдельный адрес;

в ОП организованы стационарные места для выполнения трудовой функции работников;

помещение, где находится оборудованное место для работы, подконтрольно юрлицу.

Для ОП нужно только правильно оформить сотрудников и зарегистрировать кассовое оборудование по адресу подразделения.

Как открыть филиал/представительство?

Процедура открытия филиала/представительства похожа на процесс регистрации компании.

Сначала нужно провести собрание членов компании и оформить решение (протокол) об учреждении структурной единицы. Если участники хотят отразить её наличие в Уставе, вопрос внесения изменений в учредительный акт юрлица также должен отразиться в принятом протоколе собрания.

Справка. Решение о создании принимается 2/3 голосов.

Дальше нужно заполнить заявление о регистрации и подготовить к нему пакет документов:

Положение о структурной единице (в 2 экз.);

квитанция об оплате пошлины (размер пошлины — 800 руб.);

если сведения вносятся в устав, то потребуется также новая версия устава или лист изменений (в 2 экз.).

Важно! Подпись на заявлении должна быть заверена у нотариуса.

Затем все документы подаются в ФНС на регистрацию. Срок процедуры — 5 рабочих дней.

Когда филиал/представительство начнет официально существовать, нужно:

оформить трудовые отношения с руководителем структурной единицы;

открыть расчетный счет;

встать на учет в ФСС по месту нахождения структурной единицы;

вести отдельный баланс.

Помощь в создании структурного подразделения юрлица

Создание структурной единицы компании — сложный процесс с большим количеством организационных и правовых нюансов.

Если вы не хотите тратить время и ресурсы на то, чтобы разбираться с законодательством и со всеми требованиями ФНС и внебюджетных фондов — обращайтесь в компанию «Консалт-групп». Наши юристы быстро и качественно оформят все документы, оперативно помогут открыть филиал, представительство или обособленное подразделение.

Adblock
detector