Естественная монополия это

Существует ряд обстоятельств, которые выступают в качестве преимущества естественных монополий. Рассмотрим их более подробно:

  • именно в рамках деятельности развитых и крупных предприятий монополистов появляется возможность для развития научно – технического прогресса. Именно крупное производств способно позволить наиболее эффективно использовать эффект масштаба и активно разворачивать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
  • крупные монополии снижают себестоимость продукции и обеспечивают высокое качество продукции.

Несмотря на доводы о том, что крупные естественные монополии стремятся к господству в своей отрасли, склонные к застою и регрессу, необходимо отметить, что на современном этапе развития общества естественные монополии существуют в условиях динамично развивающегося рыночного хозяйства, застои в котором просто не возможен, так как грозит появлением более сильного конкурента в различных сферах — внутриотраслевой и межотраслевой, национальной и иностранной, реальной и потенциальной.

Основные способы регулирования деятельности естественных монополий

В процессе регуляции деятельности естественных монополистов государство может использовать различные инструменты. В данный момент выделяют три группы таких инструментов воздействия на естественные монополии. Рассмотрим их:

1. Естественная и искусственная монополия

В соответствии со статьей 3 147-ФЗ, естественная монополия – это такая рыночная ситуация, когда отсутствие конкурентов позволяет оптимальным образом удовлетворять запросы населения и государства, полная дефиниция субъекта естественной монополии прописана в части 1 статьи 4 147-ФЗ.

Например, транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам будет приносить наибольший доход при наименьших затратах именно тогда, когда этим станет заниматься одна корпорация. Другой пример: все перевозки по железным дорогам осуществляются ОАО «Российские железные дороги», которая владеет железнодорожными путями России и является естественным монополистом.

Сетевая передача тепловой энергии и электричества, услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов, центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура, почтовая связь: все эти отрасли — это исключения, лежащие вне зоны антимонопольного законодательства. Поскольку все перечисленные корпорации выступают в роли единственного поставщика, потребителям приходится оплачивать пользование их продукцией по предложенным тарифам, установленным государственными структурами.

В то же время, отсутствие конкуренции включает в себя отсутствие и недобросовестных конкурентов. Кроме того, крупные корпорации находятся под постоянным контролем государства.

Естественную монополию следует отличать от искусственной, при которой корпорация поглощает конкурентов, централизуя капитал, либо является единственным поставщиком уникальных ТРУ.

Естественная монополия — это продукт социальной эволюции человечества. Разрозненные торговцы сообразили, что смогут увеличить свои доходы, объединившись в ремесленный, или торговый цех, захватив, в результате, абсолютную власть в данном секторе рынка или производства, что в результате позволило диктовать потребителям любые цены на предлагаемую продукцию. Со временем общество научилось защищать интересы граждан от действий монополистов при помощи антимонопольных законов, которые в настоящий момент стали распространены практически во всех развитых странах.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

2. Государственные естественные монополии: основные преимущества

Естественная монополия защищается государством по следующим декларируемым причинам:

1) ЕМ не тормозит социально-экономическое развитие общества.

2) ЕМ обеспечивает безопасное и эффективное производство и стандарт качества поставляемой продукции.

3) Гигантские мощности ЕМ обеспечивают стабильность доходов и дают возможность модернизировать производство, повышая качество продукции и снижая ее стоимость, делая, таким образом, свои товары и услуги более привлекательными для потребителя, ЕМ работают на благо всего общества. Допустим, конкуренция в сфере метрополитена привела бы к нерентабельности данного вида транспорта и резкому повышению стоимости, что в итоге привело бы к гибели всю отрасль данного общественного вида транспорта.

4) Нерентабельность запусков новых проектов с аналогичными продуктами: много затрат, которые, скорее всего, никогда не окупятся. Допустим, прокладывание новых газовых или водопроводных сетей.

5) Отсутствие устойчивого спроса. В первую очередь, это относится к морскому транспорту, где единственным заказчиком выступает государство, которому экономически нецелесообразно существование параллельных производств в данной отрасли.

6) ЕМ стабильна, особенно при сравнении с ИМ, которая имеет тенденцию к раздробленности.

7) ЕМ будет востребована до наступления новой НТР и последующего глобального технологического перевооружения.

8) ЕМ позволяет гарантировать стабильную работу государственных корпораций посредством минимизации слабых производственных звеньев и государственного регулирования.

Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

3. Закупки субъектов естественных монополий как заказчиков по 223-ФЗ

Законодательство регламентирует закупочную деятельность субъектов естественной монополии в пункте 1 части 2 статьи 1. СЕМ, подобно другим государственным заказчикам, обязан разработать и опубликовать план и Положение о закупках.

Но и здесь есть свои исключения: под действия закона не попадают СЕМ, у которых сумма годовой выручки от регламентированной деятельности составила менее десяти процентов от годовой суммарной выручки за остальную деятельность. Данные сведения публикуются в свободном доступе в ЕИС. Если речь идет о дочерних предприятиях СЕМ, то здесь рубеж составляют пять процентов от общей выручки за предыдущие четыре квартала в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2.1 статьи 1.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

4. Закупки субъектов естественных монополий как поставщиков по 44-ФЗ

Согласно пункту 1 части 1 статьи 93, поставку от СЕМ государственные заказчики оформляют как закупку у единственного поставщика. Главное в этой ситуации верно идентифицировать поставщика как СЕМ. Для этого существуют два критерия.

2) Отрасль, в которой занят поставщик, находится в сфере естественных монополий, см. пункт 1 статьи 4 147-ФЗ.

Если ТРУ, предоставляемые предприятием-поставщиком, относятся к области естественных монополий, то, как гласит Письмо ФАС № АЦ/31173/15 от 23.06.2015, заключая контракт с единственным поставщиком следует опираться в качестве правовой базы на Постановление правительства № 637 от 24.10.2005: по итогам предпринимательской практики можно сделать вывод, что в подобных ситуациях заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, даже если тот отсутствует в Реестре СЕМ.

Другой сложный вопрос при заключении контракта с СЕМ – это цена контракта. В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса, потребитель платит за предоставленные услуги, ориентируясь на показания соответствующих счетчиков, которые, как известно, постоянной величиной не могут являться.

Однако часть 2 статьи 34 закона о контрактной системе утверждает, что цена контракта – это величина постоянная и не изменяемая в течение всего срока контракта.

Для разрешения подобных противоречий в законодательстве было опубликовано письмо Министерства экономики и развития РФ № Д28и-150 от 04.02.2015, где дается разъяснение, что, заключая подобный контракт, следует прописывать в нем цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Рассчитать искомую величину можно на основании статистических данных за предыдущие годы.

В том случае, если контрактная поставка требуемых ресурсов не достаточна для удовлетворения фактического спроса, рекомендуется заказчику скорректировать контракт в сторону уменьшения, или увеличения на десять процентов от первоначальной цены, см. подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 95.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Причины образования монополии и характерные особенности

Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнеса извлечь максимум дохода от монополизации рынка. Дополнительными причинами, которые способствуют образованию монополий, могут являться:

  • правительство устанавливает законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);
  • наличие значительных затрат при ведении деятельности, которые не окупятся в конкурентной среде;
  • компании укрупняются путём слияния и поглощения;
  • протекционистская политика защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

Характерные особенности монополий:

  1. Отрасль представляет одна компания-производитель определённого товара.
  2. Фирма-монополист может регулировать количество своей продукции на рынке, таким способом определяя её стоимость.
  3. Производителям аналогичной продукции при попытках реализовать её на монополизированном рынке создают искусственные барьеры: юридические, технические или экономические.
  4. Компания-монополист чаще всего не использует рекламу.
  5. Покупатели вынуждены покупать товар производителя-монополиста или обходится без него.

Способы монополизации рынка

Чтобы занять доминирующее положение на рынке, компания может воспользоваться несколькими способами:

  • произвести новый уникальный продукт, аналоги которого пока не могут освоить конкуренты. Подобная ситуация обычно бывает временной. Отсутствие конкуренции обусловливает технологический отрыв, который конкуренты стараются быстро преодолеть;
  • достигается высочайшая эффективность производства, позволяющая предлагать продукцию по минимальной стоимости;
  • создаются конгломераты и концерны. Крупные производители объединяют ресурсы и создают такую ситуацию на рынке, когда они имеют возможность диктовать условия конкурентам послабее. Типичный приём, способствующий достижению этой цели – одновременное владение несколькими значительными потребительскими секторами (например, производство автомобилей или железнодорожные перевозки);
  • сформировать картели. При этом несколько монополистов договариваются между собой по поводу ценовой политики. Регулирующие органы практически всех государств ведут активную борьбу с таким сговором, который ограничивает свободу торговли;
  • некоторым субъектам хозяйствования власти предоставляют исключительные права. Отличительная черта административной монополии заключаются в действиях государства, направленных на ограничение конкуренции и подчинение властным структурам (например, министерству, управлению, главку и т. д.).

Роль естественных монополий в государственной экономике

В Российской Федерации, как и в других государствах, существуют естественные монополии, которые соответствуют следующим критериям:

  • единственное предприятие-гигант;
  • уникальная продукция;
  • непреодолимые барьеры для конкурентов;
  • полная информация.

В настоящее время в список отраслей, которые отвечают вышеперечисленным критериям, включены важнейшие для экономики государства позиции:

Вид естественной монополии Комментарий
Транспортировка газа и нефти Значительная доля экспорта занята углеводородами, играющими в экономике России большую роль. Кроме того, стоимость средств доставки тоже очень высока
Железнодорожный транспорт Единственная компания, выполняющая рельсовые перевозки в Российской федерации — РЖД, которая владеет всем путевым хозяйством
Транспортные терминалы Очень трудно представить частный железнодорожный вокзал или аэропорт, который конкурирует со стоящим неподалёку
Транспортировка электроэнергии Единая энергосистема обладает особенностями функционирования, не позволяющими поделить её между несколькими собственниками
Теплоснабжение Монополизация этой сферы оправдана по тем же причинам, что и снабжение электроэнергией
Коммунальная сеть и водоснабжение Социальная роль этих отраслей критически важна. Стоимость услуг ЖКХ устанавливается таким образом, что вызывается возникновение дилеммы её регулирования (выбор эффективного или справедливого уровня).

Власти контролируют деятельность таких монополий, чтобы предотвратить рост тарифов, нарушающих равновесие расходов и доходов населения

Почтовые услуги ФГУП «Почта России» федеральные органы власти предоставляют преференции в сфере доставки корреспонденции, посылок и бандеролей

Видео по теме:

Adblock
detector