Закон о вождении с 16 лет

Содержание
  1. На мопеды
  2. На машину
  3. А что можно?
  4. Миф о возможности управлять в сопровождении взрослого
  5. Новый закон о правах с 16 лет – это правда?
  6. Что будет, если сесть за руль без прав?
  7. Можно ли с 16 лет получить права в 2021 году?
  8. Что означают категория М и подкатегория А1?
  9. Что такое легкие квадрициклы?
  10. Принят ли закон о водительских правах с 16 лет?
  11. Порядок сдачи и получения прав с 16 лет
  12. Категория B с 17 лет: правда или ложь?
  13. Правила вождения с юношескими правами
  14. Есть ли законная возможность ездить за рулем с 16 лет?
  15. Ответственность за вождение без водительского удостоверения
  16. В Государственную думу внесен законопроект О выдаче прав категории «В» с 16 лет.
  17. С какого возраста можно учиться в автошколе
  18. С какого возраста можно сдавать на права (категория В)
  19. А какие возрастные ограничения действуют в других странах?
  20. Как будет работать новый российский регламент?
  21. Значит, получить права и сесть за руль можно будет в 16?

Да. Вы можете получить водительское удостоверение в этом возрасте. Но только определённые категории транспорта. Разберём подробнее, со скольки лет можно заполучить права различных категорий транспортных средств. Данный вопрос почти полностью регулирует Федеральный закон О безопасности дорожного движения.

На мопеды

Итак, согласно пункту 2 статьи 26 указанного ФЗ:

  • с 16 лет вы можете получить права для возможности управления скутерами и мопедами с объёмом двигателя до 50 кубиков – категорию M,
  • в этом же возрасте вы можете обучиться и приобрести право вождения мотоциклами с объёмом мотора до 125 см3 – подкатегорию A1.

Фактически это 2 вида ТС, которыми имеет полное право управлять 16-летний водитель.

Получение водительского удостоверения на скутер при совершеннолетии

На машину

А вот сдать на права на легковой и грузовой автомобиль с 16 лет нельзя. Допуск к управлению транспортными средствами категорий B или C предоставляется только с 18 лет.

Единственное послабление в законе 2025 года касается только 17-летних молодых людей и девушек – для них предусмотрена возможность сдать экзамены на права, но само удостоверение и вместе с ним право управления категорией B такие лица всё равно получают только в своё совершеннолетие.

А что можно?

Помимо возможности получения категории M для вождения мопедов и скутеров и подкатегории A1, дающей возможность ездить на малолитражных мотоциклах, есть ещё одна возможность – вы имеете право по достижении 16 лет записаться в автошколу и начать обучение.

Такое предусмотрено пунктом 21.4 Правил дорожного движения.

Миф о возможности управлять в сопровождении взрослого

Это фейк, который распространяется не совсем достоверными источниками. Виной тому – возможно, доверчивость юношей и девушек в разного рода интернет-новости.

Пруфы здесь найти достаточно просто – для многих будет удивительно, но вопрос возраста и возможности ездить на автомобилях в 2025 году регулируют вовсе не ПДД. Это прописано в 2 других правовых актах:

  • всё в том же Федеральном законе №196 О БДД указывается допуск к праву управления с 16, 17, 18 или 21 года для различных категорий,
  • в Постановлении Правительства №1097 О допуске к управлению прописаны также градации возраста для вождения и учебной езды.

И ни в одном из этих нормативных актов вы не найдёте о послаблении в виде езды без прав в 16 лет в сопровождении взрослого человека, имеющим водительское удостоверение.

Новый закон о правах с 16 лет – это правда?

Нет. На самом деле, в истории автозаконов было несколько инициатив по введению возможности молодым людям управлять транспортными средствами. Но ни одно из предложений различных ведомств так и не воплотилось в реальность.

Обновление от 30.03.2021. В сети снова активно обсуждается фейк о том, что с 16 лет можно будет садиться за руль в сопровождении взрослого человека. Якобы новые правила допуска к управлению автомобилями вступают в силу уже с 1 апреля 2021 года.

Однако, данная информация не является правдой. Никаких соответствующих изменений в законодательстве с начала апреля вы не найдёте.

Давайте вкратце рассмотрим соответствующую хронологию событий.

  • Ещё во времена Советского союза в ПДД, действительно, было прописано, что подросток имеет право садиться за руль, если на пассажирском сиденье его контролирует взрослый человек.
  • Во второй половине 2019 года МВД предложило восстановить в России такую традицию законодательно – ввести возможность езды на легковых машинах до достижения 18-летнего возраста при условии, если рядом сидит сопровождающий взрослый человека с в/у. Вот только речь шла не совсем о получении водительских прав с 16 лет – не с 16, а с 17 лет, и не полноценного права управления, а лишь допуска к езде. Хотя, инициатива была выдвинута самим ведомством ГИБДД, в силу она не вступила, и на 2025 год действует редакция ФЗ О БДД, подразумевающая возможность сесть за руль только по достижении 18 лет.
  • В сентябре 2020 года уже депутаты Государственной думы предложили давать с 16 лет полноценные водительские права, объясняя это тем, что подростки в наше время гораздо раньше начинают самостоятельную жизнь, и в этом возрасте уже могут быть трудоустроены. Но и этот проект пока не поддержали.

Что будет, если сесть за руль без прав?

Административный кодекс предусматривает солидный штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от обстоятельств нарушения, а также смягчающих и отягчающих факторов по части 1 статьи 12.7 за управление лицом без прав.

При этом, совершеннолетие в КоАП достигается как раз в возрасте 16 лет. То есть такие лица могут быть привлечены к ответственности по тому же КоАП РФ 2025 года.

Кроме того, есть и другие наказания и меры обеспечения, которые грозят за такое нарушение:

Можно ли с 16 лет получить права в 2021 году?

Получить водительское удостоверение с 16 лет возможно. Однако не спешите радоваться. Категории транспортных средств, управление которыми возможно с данного возраста, очень ограничены.

В соответствии с нормами ст.26 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее, ФЗ №196), есть лишь два типа ТС, управление которыми возможно с 16-летнего возраста:

  • Категория М.
  • Подкатегория А1.

Обратите внимание, допуск к определенной подкатегории не означает допуска ко всей категории. Управление ТС категории А, по той же статье упомянутого закона, возможен только с 18 лет.

Что означают категория М и подкатегория А1?

В соответствии со ст.26 ФЗ №196, к данным транспортным средствам относятся:

  • Категория М. Легкие квадрициклы, мопеды.
  • Подкатегория А1. Речь идет о мотоциклах, мощность которых не выше 11 киловатт, а объем двигателя не более 125 куб. см.

Есть некоторые рассогласованности, куда относить различные модификации минибайков, скутеров и аналогичные ТС – причисляется ли конкретный экземпляр к «мопедам» или «легким мотоциклам». Если есть сомнения, лучше получить обе категории, и спокойно управлять техникой.

Еще раз подчеркнем, только этими транспортными средствами можно управлять с 16-летнего возраста, о других возможностях пока речи не идет. И под «управлять» подразумевается получение водительского удостоверения, после сдачи соответствующих экзаменов.

Что такое легкие квадрициклы?

Еще один нюанс. Если с мопедами и маломощными мотоциклами все более ли менее ясно, то какие квадрициклы считаются легкими? Вопрос, на самом деле непростой, и здесь мы его затронем лишь вкратце. И начнем… с русского языка.

Именно так – квадрициклы – этот вид техники обозначен в законодательстве. Однако в разговорной речи встречается и форма квардроциклы. Разница далеко не только в орфографии.

Под квадрициклами понимается отдельный, специально обозначенный вид транспортных средств, а квадроциклами называют куда более широкий перечень техники, часть из которой по закону является вездеходами, другая мотоциклами или отдельным видом специальной техники. В зависимости от этого требуются и категории прав, а иногда и вовсе удостоверение тракториста-машиниста.

Однако нас интересует исключительно категория М, а значит только легкие квадрициклы. Чтобы отделить эту технику от всего прочего, обратимся к ГОСТ Р 51815-2001. В пункте 3.1 (и более точно в пп.3.1.1) указано, что легким квадрициклом является транспортное средство со следующими характеристиками:

  • Имеет четыре колеса.
  • Сухую массу до 350 кг (в случае электрической модификации вес АКБ не входит в понятие «сухой массы»).
  • Максимальная скорость, предполагаемая конструкцией, до 45 км/ч.
  • Двигатель, оборудованный принудительным зажиганием, не должен быть более 50 куб. см., а двигатели других типов – иметь мощность не более 4 кВт.

Все эти параметры обозначены в официальной документации ТС. Соответственно, при их совпадении с обозначенными, для управления такого квадрицикла нужна категория М, а получить такие права можно с 16 лет.

Принят ли закон о водительских правах с 16 лет?

Еще немного путаницы. Как раз из-за перманентно возникающих предложений изменить возрастные параметры получения прав и возникают сложности, слухи и фейковые новости, что якобы разрешили получать права на ребенка. К сожалению, это далеко не всегда шутки к 1 апреля — предложений действительно много, и нередко инициаторами их появления выступают в МВД, ГИБДД, Государственной Думе и т.д.

Правда в том, что ни одно из предложений, кардинально меняющих возраст получения прав, на 2021 год не принято. Мы обязательно сообщим, если законодательство будет изменено, однако всегда лучше обращаться к первоисточникам. Уже упоминались статьи ФЗ №196, определяющие этот параметр.

Достаточно найти действующую редакцию закона, чтобы убедиться в существующих правилах.

Порядок сдачи и получения прав с 16 лет

В ПДД РФ есть Раздел 21 «Учебная езда», устанавливающий правила обучения вождению на дорогах. Эти нормы нам еще пригодятся в дальнейшем, здесь же важно что ни категории М, ни подкатегории A1 в этих параметрах не указаны, что означает невозможность учебной езды на данных ТС вне специальных автодромов.

Обучение проводится по обычной схеме: теория и практика. Теория в среднем занимает от 1,5 до 2 месяцев, причем занятия могут проходить и всего 1 раз в неделю, в т.ч. и онлайн.

Часы практики, как правило, выбираются самим учеником, исходя из имеющегося опыта. Занятия проводятся на автодроме школы (или автодроме, с которым у школы имеется соответствующий договор).

По общей схеме для всех категорий проводятся и экзамены. Теория – в виде компьютерного тестирования, с необходимостью для сдачи ответить хотя бы на 18 вопросов из 20 предложенных. Время теста ограничено 20 минутами.

Практические умения проверяет представитель Госавтоинспекции на площадке. Как правило, в перечень проверяемого входит:

  1. Змейка, габаритная восьмерка.
  2. Соблюдение габаритного коридора.
  3. Маневрирование на скорости.
  4. Парковка и выезд с парковки.
  5. Выбор места для посадки и высадки пассажира.

Одна из автошкол предоставила вот такое видео прохождения экзамена, очень наглядно демонстрирующее необходимые навыки.

Существует норма, по которой категория M автоматически присваивается при наличии любой другой категории (не путать с подкатегорией), а подкатегория A1 – при наличии категории А. Однако, говоря о 16-летних, получить ВУ для управления другими типами транспорта невозможно, а значит и актуальность данного способа, в контексте нашего разбирательства, нулевая.

Категория B с 17 лет: правда или ложь?

Когда люди интересуются «молодежными» или «юношескими» правами, чаще всего речь идет вовсе не о мопедах или квадрициклах. Их интересует, можно ли управлять легковой машиной с 16 лет? Ответ мы уже получили – это запрещено, т.к. права на категорию B выдаются только с 18 лет.

Однако при наступлении 17-летия, человек получает право пройти обучение и сдать экзамен на эту категорию (ч.3 ст.26 ФЗ №196). При этом водительское удостоверение, а значит и право управления, молодой человек получит на руки только после достижения 18-летия.

Правила вождения с юношескими правами

Правила дорожного движения общие для всех участников движения на территории Российской Федерации. Что касается норм, имеющих отношение непосредственно к рассматриваемым категориям прав, то можно выделить следующие:

  • Обязательное наличие шлема, как для водителя, так и для пассажира.
  • Перемещение по правой части проезжей части.
  • Запрет на буксировку данных ТС, а также на использование их в качестве буксира.

В остальном ПДД распространяются на категорию М и подкатегорию А1 в полном объеме.

Есть ли законная возможность ездить за рулем с 16 лет?

Этот вопрос может показаться странным, учитывая все, что уже было выяснено выше. Все вроде бы ясно — при наличии водительского удостоверения М и/или А1 можно (на указанном виде транспорта), в остальных случаях нельзя.

Однако, если под словом «ездить» подразумевается любое нахождения за рулем на дороге, то определенные возможности существуют. Так, автотранспортом категорий B (легковой автомобиль) и C, в т.ч. подкатегории С1, можно управлять с 16 лет, если речь идет об учебной езде (ч.21.4 ПДД РФ).

Очевидно, что прав в этот момент у 16-летнего еще не будет (на указанные категории выдача прав — не ранее 18 лет), но такое управление будет считаться законным.

Напомним, что понятие учебная езда подразумевает наличие специального оборудования в автотранспорте (например, дублирующих педалей), а также обязательного присутствия инструктора, контролирующего действия ученика, специального обозначения такого ТС и прочих параметров, вытекающих из положений Главы 21 ПДД РФ и других профильных нормативно-правовых актов.

Ответственность за вождение без водительского удостоверения

Вождение ТС без права на управление нарушает положения КоАП РФ. В частности:

  • Штраф от 5000 до 15000 рублей (ч. ст.12.7 КоАП РФ) для водителя.
  • Штраф в 30000 рублей лицу, доверившему управление человеку без прав (ч.3 ст.12.7 КоАП РФ).

Более того, по нормам статьи 27.13 КоАП РФ, транспортное средство, которым управлял нарушитель, может быть эвакуировано.

Управление любым ТС без прав, если закон требует наличия водительского удостоверения, недопустимо. Возраст не дает никаких привилегий, но, наоборот, определяет ограничения. До 16 лет получить права любой категории невозможно. С 16 до 18 лет – только М и А1.

Если в результате управления ТС у вас возникли сложности юридического характера, справиться с которым сами не в состоянии, обратитесь за помощью к нашим автоюристам. Сделать это можно путем телефонного звонка или через сообщение, отправить которое можно через специальную форму на нашем сайте.

В Государственную думу внесен законопроект О выдаче прав категории «В» с 16 лет.

Новый закон о водительском удостоверении категории

В Госдуму РФ внесен неожиданный для всехзаконопроект, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления права управления транспортными средствами категории «В» лицам, достигшим возраста 16 лет. То есть, где законопроектом предусмотрена возможность получения юношеских водительских прав с 16 лет.

В частности, депутат Олег Смолин (член партии КПРФ) предлагает, предусмотреть в России выдачу водительских прав несовершеннолетним, при достижении ими 16 летнего возраста.

Так законопроект предусматривает внесение изменений в статью 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года за № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дополнив ее частью 3.1

Вот текст этой статьи:

«3.1. Право на управление транспортными средствами категории «В» под контролем лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категорий «В», «ВЕ» «С», «СЕ», «D», «DE» и (или) подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «DIE» не менее трех лет, предоставляется лицам в возрасте от 16 до 18 лет. Российские национальные водительские удостоверения с пометкой «U» (юношеские) выдаются указанным лицам по достижении ими шестнадцатилетнего возраста.

Срок действия такого удостоверения истекает по достижении указанными лицами восемнадцатилетнего возраста».

Также, в случае утверждения выдвинутых нововведений депутат предлагает внести в КоАП РФ и ответственность несовершеннолетнего водителя имеющего юношеские водительские права, за управление автомобилем категории «В» без сопровождения взрослых людей имеющих водительское удостоверение.

Так, предлагается в статью 12.7 КоАП РФ внести новую 4-ую часть в которой будет указано следующее,-

ст. 12.7 часть 4 КоАП РФ: «Управление транспортным средством категории «В» водителем в возрасте от 16 до 18 лет, имеющим право на управление транспортным средством категории «В» под контролем лиц, указанных в Федеральном законе, в отсутствии указанных лиц влечет наложение административного штрафа от двух с половиной до пяти тысяч рублей.»

В пояснительной записке к законопроекту о водительском удостоверении категории «В» с 16 лет сказано, что предлагаемые нововведения в закон О безопасности дорожного движения будут способствовать получению и развитию навыков вождения автотранспортных средств гражданами, достигшими возраста 16 лет.

Так как данный законопроект предусматривает возможность управлять автомобилем несовершеннолетними лицами только в присутствии взрослых водителей, которые имеют действующие водительские права, то это позволит молодым людям не достигших 18 летнего возраста получить ценный опыт вождения в реальных дорожных условиях, которые им не доступны при обучении в автошколах до получения последними водительского удостоверения.

Кроме того депутат напомнил, что подобные юношеские права выдавались еще во времена СССР, это только способствовало увеличению качества подготовки юных водителей и безопасности на дорогах страны.

К сожалению, шансов для утверждения этого законопроекта очень мало. Во-первых, данную норму не так просто ввести в закон, так как помимо федерального закона о безопасности дорожного движения необходимо будет поменять и множество других подзаконных актов и действующих норм законодательства. И еще, давайте не будем забывать и о том, что этот законопроект внес в Госдуму депутат который представляет фракцию КПРФ, которая в Государственной думе РФ численного большинства не имеет.

Хотя стоит признать, что данный законопроект многим интересен и в недалеком будущем наша страна возможно сможет разрешить на законодательном и официальном уровне управлять автомобилями молодым людям, которым уже исполнилось 16 лет. Ведь во многих западных странах подобная норма действует давно и достаточно успешно.

Но есть одно но. мы напомним, что в нашей стране молодые люди становятся дееспособными по закону только с 18 лет. А в случае получения водительских прав в 16 лет молодые люди начинают нести ответственность за свои действия в соответствии, как было предложено, с законодательным актом.

Но вот что интересно, в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ лица, не достигшие возраста 18 лет не несут частично ответственности за свои поступки (за исключением Уголовно-наказуемых).

Вряд ли наши законодатели пойдут на такое, чтобы в ближайшее время поменять одни из самых важных и действующих законов страны.

Например, в самих США водительские права на управление легковым автомобилем можно получить с 14 лет. Правда это будет еще неполноценное водительское удостоверение, а так называемые ученические права, которые действительны или будут действовать до 18-летнего возраста.

Например, по достижению 18 лет молодые водители, при движении в темное время суток не имеют права управлять автомобилем без присутствия в машине взрослых людей. В некоторых штатах для молодых водителей до 18-ти летнего возраста действует запрет, на перевозку ими пассажиров младше 20 лет.

В Великобритании права для управления легковым автомобилем можно получить с 17 лет. Заявку на сдачу экзаменов можно подать уже при достижении молодыми людьми возраста 15 лет и 9 месяцев.

В Нидерландах, права для управления легковым автомобилем можно получить также как и в Великобритании, при достижении человеком 17 летнего возраста. Правда управлять машиной молодой водитель до 18 лет должен под наблюдением взрослых лиц, которые должны находиться рядом с ним в машине.

В Канаде водительские права на управление автомобилем выдаются с 16-ти летнего возраста. В некоторых провинциях права можно получить и в 14 лет. Правда согласно местному закону все молодые люди получившие права до достижения ими 18-летнего возраста, обязаны управлять автомобилем только в присутствии взрослых.

С какого возраста можно учиться в автошколе

После проведения реформ у многих остались вопросы, например, со скольки лет можно учиться вождению. В России проходить обучение в автошколе можно с 16 лет на мопедах, мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях. В правилах дорожного движения есть пункт 21.4, в котором указаны минимальные возрастные пороги для учебы в автошколе.

Обучающимся дают водить автомобиль на специально отведенных площадках, и после этого под руководством инструктора «выпускают» в город.

C 18 лет можно отрабатывать навыки на категории D, D1, в случае, если гражданин проходит воинскую службу, и будет ездить за рулем автобусов, которые являются собственностью ВС Российской Федерации.

В автошколы принимают даже старшеклассников с согласия родителей, но не допускают до сдачи экзамена, пока ученики не достигнут возраста, установленного в законодательстве РФ.

С какого возраста можно сдавать на права (категория В)

Важно не путать понятия «сдавать экзамен в ГИБДД» и «получать права». В законодательстве Российской Федерации существуют большие различия между терминами. В силу возрастных ограничений на экзамен в ГИБДД могут попасть не все желающие после выпуска с автошколы.

Сдавать на права категории В в ГИБДД можно с 17 лет , до этого времени ученик допускается только до внутреннего экзамена в автошколе.

А какие возрастные ограничения действуют в других странах?

В некоторых американских штатах сесть за руль можно даже не с 16, а с 14 лет. Такие правила действуют, например, в Арканзасе, Северной и Южной Дакоте и Вайоминге. В европейских странах в 16 лет получить права можно во Франции, Норвегии, Швеции и Эстонии. В 17 — в Венгрии, Исландии, Италии, Великобритании и Сербии.

Более строгие правила, чем в России и других странах, где за руль легкового авто можно сесть с 18 лет, только в Гибралтаре. Там для получения прав придется ждать 19 лет.

Как будет работать новый российский регламент?

Раньше с 16 лет в России можно было записаться в автошколу, но нельзя было сдать экзамен в ГИБДД на права категории A, B и C (только на категорию M — для управления мопедом). Теперь правила изменятся.

Для сдачи экзамена на вождение легковым и грузовым автомобилем или мотоциклом в 16 лет будет достаточно письменного согласия родителей или другого законного представителя. Документ не понадобится только в том случае, если несовершеннолетний признан полностью дееспособным или уже успел вступить в официальный брак.

Чтобы сдать экзамен на право управления автобусом, троллейбусом или трамваем, по-прежнему придется ждать наступления 20-летнего возраста.

Значит, получить права и сесть за руль можно будет в 16?

Не совсем. В нынешней версии федерального закона о безопасности дорожного движения получить права можно только с 18 лет. А поправки, которые Министерство внутренних дел собирается внести во внутренний административный регламент, не затрагивают ФЗ.

Выходит, что в 16 лет вы можете отучиться в автошколе и успешно сдать экзамен, но права все равно не получите. Причем с юридической точки зрения незаконно будет как выдать вам удостоверение, так и не выдать — потому что регламент МВД не предусматривает отказа в получении прав из-за возраста.

Adblock
detector