1. По основным объективным и субъективным признакам состав данного преступления аналогичен посягательству, описанному в ст. 107.
Различие имеется, во-первых, в объекте, которым является не жизнь, а здоровье человека, во-вторых, в объективной стороне — последствиями выступает тяжкий или средней тяжести вред здоровью. Санкция одинакова в случае причинения и того и другого вида вреда, что вряд ли оправданно.
2. Субъективная сторона причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта может выражаться только в умысле, что зафиксировано в тексте статьи. Умысел может быть как прямым, так и косвенным.
Неосторожное причинение тяжкого или средней тяжести вреда в состоянии аффекта влечет УО по ст. 118. Умышленное причинение легкого вреда здоровью в состоянии аффекта влечет квалификацию по статье 115 Уголовного кодекса РФ..
При назначении наказания учитывается обстоятельство, указанное в п. «з» ч. 1 ст.
61, — «противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления», поскольку состояние аффекта в качестве общего смягчающего обстоятельства в ст. 61 не фигурирует.
3. Если от причиненного умышленно в состоянии аффекта тяжкого вреда наступила по неосторожности смерть, содеянное должно квалифицироваться по ст. 113 и 109. При этом, назначая наказание за неосторожное лишение жизни, суд должен сослаться на п. «з» ч. 1 ст. 61.
4. Преступление относится к категории небольшой тяжести.
Другой комментарий к Ст. 113 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. По основным объективным и субъективным признакам анализируемое преступление совпадает с деянием, предусмотренным ст. 107 УК РФ. Различия состоят в объекте преступления (им признается здоровье человека) и в общественно опасных последствиях (ими выступают тяжкий вред здоровью и средней тяжести).
2. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью двум или более потерпевшим в состоянии аффекта квалифицируется по ст. 113 УК, причем такое состояние виновного должно быть вызвано неправомерным или аморальным поведением обоих потерпевших.
3. В квалификации причинения в состоянии аффекта тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, возможны как минимум четыре варианта. Представляется, что правильным будет в этом случае привлекать виновного только за причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта (ст.
113 УК РФ), поскольку вряд ли в таком состоянии лицо могло предвидеть, что его действия приведут к смерти потерпевшего. В состоянии сильного душевного волнения «поле» сознания виновного сужается, и, как правило, он предвидит только ближайшие последствия своих действий. Кроме того, при квалификации деяния по совокупности ст.
ст. 113 и 109 УК РФ лицо будет наказываться строже, чем, например, в случае убийства в состоянии аффекта. Судебная практика также квалифицирует содеянное в рассматриваемой ситуации только по ст.
113 УК РФ.
Второй комментарий к Статье 113 Трудового кодекса
1. Статья 113 коренным образом изменена структурно и по содержанию, сохранив свою главную цель — обеспечить отдых работникам в выходные и нерабочие праздничные дни. С этой целью работа в эти дни, как правило, запрещена.
2. В ст. 113 установлен перечень оснований, позволяющих привлекать работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, порядок их привлечения к работе. Их текст свидетельствует о том, что случаи привлечения работника к работе в эти дни могут иметь место только как исключение из общего правила.
3. В ст. 113 приведены четыре группы случаев (оснований), когда Кодекс допускает привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и для каждой из них устанавливает свой порядок.
1. К первой группе относятся случаи необходимости выполнения заранее не предвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. В этих случаях привлечение возможно с письменного согласия работника.
2. Во вторую группу включены случаи привлечения работников к работе с определенной целью в экстраординарных (чрезвычайных) ситуациях:
1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В этих особых (чрезвычайных) случаях согласия работников на их привлечение к работе не требуется.
3. Третья группа случаев предполагает наличие иных ситуаций, требующих привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. По-видимому, имеются в виду ситуации, возникающие у работодателей, но не относящиеся к первым двум группам.
В этих случаях кроме письменного согласия работника необходим учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Однако порядок учета мнения этого органа в Кодексе прямо не определен. Статья 372 устанавливает порядок применительно к локальным нормативным актам.
Можно только рекомендовать на практике использовать и при этом порядок, предусмотренный в ст. 372. Очевидна целесообразность определения порядка учета мнения данного профсоюзного органа по рассматриваемому вопросу в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, используя аналогию со ст.
372.
4. Четвертую группу составляют работы, приостановление которых невозможно по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работы, вызываемые необходимостью обслуживания населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Для этих случаев порядок привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни не установлен Кодексом. Практика рассматривает выполнение таких работ как трудовую обязанность работников.
4. Для некоторых категорий работников Кодексом предусмотрен прямой запрет или ограничения привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни:
1) статьей 268 запрещено привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (за исключениями, указанными в этой же статье) работников в возрасте до 18 лет;
2) запрещается привлечение к работе в эти дни беременных женщин (см. ч. 1 ст. 259);
3) привлечение к работе в эти дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом работницы должны быть ознакомлены в письменной форме (в ст. 113 сказано «под роспись») со своим правом отказаться от привлечения их к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (см.
ч. 2 той же статьи, ч. 7 ст.
113);
4) приведенные выше гарантии для женщин предоставляются матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, имеющим детей-инвалидов, а также работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (см. ч. 3 ст. 259);
5) привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды должны быть ознакомлены под роспись со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день (ч. 7 ст.
113 ТК РФ).
5. Статья 113 ТК РФ предусматривает юридическую форму акта работодателя о привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Таким актом должно быть письменное распоряжение работодателя.
Статья 113 ТК РФ дает основание для определения содержания такого приказа (распоряжения). В нем следует указать случай (основание), в связи с которым работники привлекаются к работе в выходной или нерабочий праздничный день, конкретную дату, фамилии работников, привлекаемых в этот день (что важно для последующей компенсации им этой работы), наличие письменного согласия каждого из них. К распоряжению следует приложить письменное согласие каждого работника на работу в этот день, а если число таких работников невелико, их письменное согласие может быть выражено непосредственно на распоряжении работодателя.
6. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника вместо повышенной оплаты ему может быть предоставлен другой день отдыха, который оплате не подлежит (см. ч. 1 и 2 ст. 153 ТК РФ).
7. Общие правила привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни скорректированы с учетом особенностей отдельных категорий работников, указанных в ч. 3 ст. 113 ТК РФ.
Для творческих работников (работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и других творческих работников), а также профессиональных спортсменов Кодекс предусматривает допустимость привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, и в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (ч. 4 ст. 113).
Об оплате труда в выходные и нерабочие дни этих работников см. ст. 153 ТК РФ.
8. Работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, могут быть в пределах этого срока привлечены с их письменного согласия к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с оплатой не менее чем в двойном размере (см. ст. 290 ТК РФ).
9. Для обеспечения порядка и при необходимости оперативного решения возникающих вопросов в праздничные, а иногда и в выходные дни работодателем назначаются ответственные дежурные.
Такое дежурство отличается от называемой дежурством работы, предусмотренной графиками работы (сменности), а также от дежурств (а по существу тоже работы), для выполнения которых работники специально приняты (врачи-дежуранты, сторожа, дежурные слесари и т.п.). В отличие от дежурств здесь работники выполняют свою основную работу по трудовому договору с соответствующим режимом труда и отдыха.
Дежурство — это нахождение работника в организации по распоряжению работодателя до начала или после окончания рабочего дня в выходные или праздничные дни в качестве ответственного за порядок и для оперативного решения возникающих неотложных вопросов, не относящихся к производственной деятельности организации.
О дежурствах было принято специальное Постановление ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. (Бюллетень ВЦСПС. 1954. N 8).
Нормативный правовой акт о дежурствах отсутствует; не упоминает о них и Трудовой кодекс.
В связи с этим (и поскольку) правила о дежурствах, предусмотренные названным Постановлением ВЦСПС, не противоречат Кодексу, ими следует руководствоваться на практике.
К дежурствам работники допускаются не чаще одного раза в месяц.
За дежурства в выходные и праздничные дни всем работникам предоставляется в течение ближайших 10 дней отгул той же продолжительности, что и дежурство.
В случае привлечения к дежурству до начала или после окончания рабочего дня явка на работу соответственно сдвигается, с тем чтобы продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не превышала установленной продолжительности рабочего дня.
Часы дежурства сверх времени ежедневной работы по распорядку (графику) должны компенсироваться отгулом аналогично компенсации времени дежурства в выходные и праздничные дни.
Согласно сложившейся практике к дежурствам не привлекаются работники, которые не могут привлекаться к сверхурочным работам.