- Контролирующие органы
- Административная ответственность
- Пример 1.
- Освобождение от наказания
- Обжалование решения ФНС
- Штраф за неприменение ККТ и другие нарушения
- Штраф за работу без кассового аппарата
- Штраф за непробитый чек на онлайн-кассе
- Какой штраф, если нет кассового аппарата, соответствующего требованиям ФЗ № 54
- Контроль за применением контрольно кассовой техники
- Можно ли избежать штрафа за отсутствие онлайн-кассы для ИП и организаций
- Кто освобожден от штрафов за неиспользование онлайн-кассы в 2021 году
- Штраф за неприменение ККМ: как правильно организовать деятельность в 2021 году
- Штрафы за неприменение устройств для автоматизации расчетов
- Штрафы за отсутствие ККТ для ИП
- Штрафы за неприменение онлайн-кассы для ООО
- Санкции за нарушение применения ККТ
- Кого не оштрафуют за отсутствие ККТ в 2022 году
- Штраф за отсутствие онлайн‑кассы
- Штраф за невыдачу чека
- Штраф за отсутствие номенклатуры в чеке
- Есть ли штраф за неправильную систему налогообложения в чеке?
- Проверяет ли онлайн-кассы налоговая инспекция?
- Нарушения применения онлайн-кассы, за которые полагается штраф
- На что обратить внимание при использовании онлайн-кассы?
- Как избежать штрафа за онлайн-кассу?
- Как действует мораторий на проверки ККТ в 2025 году
- Частые вопросы и ответы
- Есть ли штрафы по онлайн-кассам в 2025 году?
- Как отменить штраф?
Штраф за работу без онлайн-кассы могут выписать в нескольких случаях:
- Ведение деятельности без оборудования позднее установленного срока подключения. Предприниматели, начавшие работу до 2017 г., должны были установить контрольную технику (ККТ) до 01.07.2017. Конкретные сроки перехода устанавливаются в зависимости от системы налогообложения и вида деятельности.
- Повторное нарушение. Если после наступления административной ответственности ИП или ООО продолжит работать без онлайн-кассы, санкции будут строже.
- Использование технических средств, не соответствующих установленным требованиям.
Наказать могут и при наличии кассы. Например, если покупателю не выдали чек или не отправили на электронную почту, либо при непредоставлении необходимых документов в ФНС.
Кстати. До 01.07.2020 не будут штрафовать за работу без ККТ водителей и кондукторов общественного транспорта, а также управляющие и ресурсоснабжающие компании (ст. 2 ФЗ от 03.07.2019 № 171-ФЗ).
Контролирующие органы
Оштрафовать ИП или юридическое лицо может налоговая служба. Обнаружить нарушение не слишком сложно: покупатель рассчитывается с продавцом, и в это же время сведения поступают оператору фискальных данных, который направляет информацию в ИФНС. Инспекторы могут в любой момент запрашивать у оператора сведения, затем сверять все с декларациями.
При выявлении несоответствия бизнес будут проверять.
Если же ККТ вовсе не установлена, нарушение выявляют инспекторы в ходе плановых и выездных ревизий по жалобам покупателей.
Помимо ФНС, проверять и изымать ККТ могут представители прокуратуры, Следственного комитета, полиции. Это возможно лишь при грубом нарушении налогового законодательства, когда речь идет о сокрытии дохода в больших размерах. Но это происходит крайне редко, в основном всеми вопросами занимается ИФНС.
Если речь идет о приостановлении деятельности предприятия, документы передаются инспекцией в суд (ст. 3.12 КоАП РФ).
Административная ответственность
Для ИП, должностных лиц и ООО ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрены разные виды наказаний.
От ¼ до ½ от выручки, минимум 10 000 руб.
От ¾ до одного размера выручки, полученной без применения кассы, но не менее 30 000 руб.
Повторное нарушение (неприменение)
Приостановление деятельности на период до 90 суток.
Дисквалификация на 1-2 года.
Административный запрет деятельности на срок до 90 дней.
Несоответствие кассы установленным требованиям
Предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.
Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Опоздание при установке ККТ
Несоблюдение порядка и сроков перерегистрации ККТ
Отказ от передачи документов по запросу ИФНС
Просрочка предоставления документов о ККТ
Невыдача бумажного или электронного чека покупателю
Предупреждение или штраф 2 000 руб.
Предупреждение или штраф 10 000 руб.
Как видно из таблицы, для юридических лиц ответственность строже.
Пример 1.
ИП работает без кассы, хотя по закону она обязательна. Во время проверки налоговой службой было обнаружено, что за весь период работы с нарушениями он получил 200 000 руб. в виде дохода. Было вынесено постановление о привлечении к ответственности, пришлось заплатить штраф – четверть от заработанной суммы (50 000 руб.).
Важно! Если после расчетов размер взысканной суммы не «дотягивает» до 10 000 руб., нарушитель заплатит положенный минимум – 10 000 руб.
Еще одна ситуация с ООО.
Освобождение от наказания
В примечаниях к ст. 14.5 КоАП РФ указано, что с предпринимателя должны снять ответственность при соблюдении нескольких условий:
- он добровольно заявил о нарушении до вынесения постановления налоговым органом;
- на момент обращения в ИФНС у него не было сведений о совершенном правонарушении;
- представленных предпринимателем документов и информации достаточно для установления факта преступных действий.
Если же постановление уже вынесено, но предприниматель не согласен, придется его обжаловать.
Обжалование решения ФНС
Согласно ст. 138 НК РФ, постановление ИФНС можно обжаловать через вышестоящий налоговый орган или в суде. Предпринимателям и юридическим лицам нужно обращаться в арбитраж по месту расположения инспекции.
Как выглядит процедура пошагово:
- ИП или уполномоченное лицо в ООО получает постановление, знакомится с ним.
- Составляется заявление о признании незаконным и отмене постановления ФНС.
- Документы, подтверждающие незаконность действий инспекции, подаются в арбитраж.
- Суд рассматривает дело, выносит решение об отмене постановления ИФНС.
Важно! Если нужно отменить приостановление деятельности предприятия, необходимо подать апелляционную жалобу в вышестоящий суд.
Рассмотрим несколько примеров обжалования.
Штраф за неприменение ККТ и другие нарушения
Налоговые органы вправе применять административные санкции в отношении предпринимателей, организаций и их сотрудников в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ (далее — Кодекс). Основанием для этого могут быть следующие правонарушения:
- отсутствие ККМ;
- непредоставление чека после реализации товара;
- эксплуатация или постановка ККТ на учет без соблюдения требований ФНС;
- другие случаи неправильного применения онлайн-кассы: нет фискального накопителя, чеки не передаются оператору фискальных данных (ОФД) и т. д.
Поводом для денежного взыскания могут стать обращения граждан, не получивших кассовый чек от продавца (п. 3 ч. 1 ст.
28.1 Кодекса). Только на основании жалоб покупателей компанию или ИП нельзя привлечь к ответственности. Чтобы обнаружить и зафиксировать правонарушение, нужны доказательства того, что товар был отпущен без применения ККМ (п.
1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса).
ФНС разъяснила этот момент в письме № ЕД-3-20/8924 от 11.10.2019.
Штраф за работу без кассового аппарата
Если ИП или юрлица, обязанные автоматизировать расчеты по ФЗ № 54 (далее — Закон), игнорируют это требование и продолжают вести торговлю без ККМ, налоговые органы имеют право применять к ним санкции по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса. Штраф за отсутствие кассового аппарата в 2021 году составляет:
- для ИП и сотрудников — от 25 до 50% неучтенной прибыли, но как минимум 10 тыс. р.;
- для компаний — от 75 до 100 % от суммы реализации без ККМ, но как минимум 30 тыс. р.
При очередном нарушении, если объем продаж без ККМ составил более 1 млн р., грозит наказание в виде:
- дисквалификация на срок от 12 до 24 месяцев — для должностных лиц;
- запрет на торговлю до 3 месяцев — для «частников» и предприятий.
Чтобы понять алгоритм начисления взыскания за неприменение ККТ, рассмотрим пример. Допустим, павильон спортивных товаров, оформленный как ООО, торгует без новой кассы, хотя по закону обязан автоматизировать расчеты. Было пробито 100 чеков на общую сумму 300 тыс. р. Инспекция может взыскать с продавца 225 000–300 000 р.
Штраф за отсутствие онлайн-кассы у ИП при такой же сумме нарушения составит от 75 до 150 тыс. р. Взыскания применяются даже при условии, что касса уже стоит на учете в налоговой, но по каким-то причинам еще не введена в эксплуатацию.
Штраф за непробитый чек на онлайн-кассе
Штрафные санкции за невыдачу кассового чека установлены в ч. 6 ст. 14.5 Кодекса.
По закону продавец обязан предоставить бумажный чек и по требованию покупателя отправить его электронную копию на почту или по номеру телефона. Отдельным субъектам разрешили использовать кассу удаленно и предусмотрели несколько вариантов выдачи чеков. В список «льготников» вошли:
- интернет-магазины;
- рестораны с доставкой;
- курьерские службы;
- компании, выполняющие работы с выездом на дом: клининг, ремонт и др.;
- городской транспорт;
- организации в сфере ЖКХ;
- торгоматы;
- компании, выдающие внутриотраслевые бланки (например, ломбарды и турагентства).
Для всех субъектов (независимо от выбранного способа выдачи чека) применяются одни и те же штрафные санкции. Основания для начисления штрафа:
- продавец не предоставил кассовый чек покупателю;
- клиент запросил электронную копию, а продавец проигнорировал это требование.
Штрафы по этому правонарушению в 2021 году гораздо меньше, чем за неприменение онлайн-касс. Непробитый (или неотправленный) чек грозит сотруднику предупреждением или суммой взыскания в 2 000 рублей. Юрлиц предупреждают или штрафуют на 10 000 рублей. Размер санкций не зависит от формы собственности, системы налогообложения и суммы расчета.
Какой штраф, если нет кассового аппарата, соответствующего требованиям ФЗ № 54
Требования к контрольно-кассовой технике прописаны в ст.4 Закона. Приведем некоторые из них:
- наличие корпуса и заводского номера на нем;
- предусмотрена возможность установки ФН;
- передача данных на ФН и ОФД.
Штраф за прием наличных без кассового аппарата, соответствующего требованиям, определен в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Поводов для наказания может быть несколько:
- используемая техника не удовлетворяет хотя бы одному пункту закона;
- нарушены установленные законодательством сроки, порядок постановки на учет, условия перерегистрации;
- не соблюдена кассовая дисциплина.
Среди типичных правонарушений можно выделить следующие:
- касса не фискализирована;
- зафиксированные в чеке суммы ниже реальных;
- ошибки в чеке: некорректный номер ФН, регистрационный № ККМ, номер, дата и время продажи, адрес выдачи документа и т. д.;
- не заключен договор с ОФД (чеки не отправляются в ФНС);
- отсутствует интернет, не налажен канал связи с ОФД, чеки не отправляются из-за сбоев кассового ПО и др.
Ответственность за неприменение ККТ:
- для сотрудников — от 1 500 до 3 000 р.;
- для юрлиц — предупреждение или взыскание от 5 000 до 10 000 р.
В отдельное нарушение выделяют несоблюдение кассовой дисциплины, в частности, превышение лимита наличных денег в кассе. Должностные лица получают за это до 5 000 р. штрафа, предприятия — до 50 000 р.
Контроль за применением контрольно кассовой техники
До конца сентября 2020 года для транспортной сферы и ЖКХ действовал мораторий на штрафы за неприменение ККТ. С 1 октября представители этих сфер несут ответственность за расчеты без касс в полном объеме. При этом 03.04.2020 года вышло Постановление Правительства РФ № 438, которым отменены налоговые проверки на предмет соблюдения закона о ККТ до 31.12.2020.
Запрет распространяется только на следующих субъектов:
- представители малого и среднего бизнеса;
- некоммерческие учреждения с числом сотрудников не более 200 человек.
Проверки на наличие кассовых аппаратов остаются в отношении организаций, отнесенных к категории высокого риска. Также госорганы оставляют за собой право внепланово проверять всех организации и ИП. Но такие процедуры разрешены только если на то есть основания:
- был причинен вред жизни или здоровью покупателей;
- указ президента РФ;
- восстановление ранее приостановленной лицензии, аккредитации или другой справки разрешительного характера.
Можно ли избежать штрафа за отсутствие онлайн-кассы для ИП и организаций
Во избежание ответственности за неприменение ККТ в 2021 году необходимо добровольно подать в инспекцию заявление о нарушении и прикрепить к нему справки, подтверждающие этот факт. Своевременное обращение служит основанием для освобождения от штрафа только при соблюдении условий:
- на момент обращения ФНС не знала о совершении правонарушения;
- владелец кассы устранил нарушение.
Например, в торговой точке были перебои подачи электричества, но кассир отпускал товары покупателям. Штрафа за работу без кассового аппарата можно избежать, если на каждую продажу сформировать чеки коррекции с признаком «Приход». В заявлении необходимо описать причину правонарушения и указать реквизиты всех чеков коррекции.
Если в кассе обнаружена неучтенная выручка, на эту сумму также требуется создать чек коррекции с признаком «Приход».
Если вовремя предоставить объяснения, налоговая не сможет применить санкции. Такие разъяснения представлены в письме ФНС от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899.
С полным списком оснований можно ознакомиться в постановлении № 438. Несмотря на временную отмену проверок, по нарушениям, совершенным до 31 декабря, действует срок давности — 1 год с момента совершения. Соответственно, если предприниматель нарушил кассовую дисциплину в 2020-м, и этот факт был выявлен в 2021 году, налогоплательщик будет оштрафован в полном объеме.
Кто освобожден от штрафов за неиспользование онлайн-кассы в 2021 году
Благодаря ФЗ №129 от 06.06.2019 некоторые категории предпринимателей получили отсрочку по установке ККМ до июля 2021 года. В этот список вошли «частники», работающие без наемного персонала в следующих сферах:
- услуги: репетиторы, массажисты, косметологи, парикмахеры, таксисты и др.;
- работы: монтаж бытовой техники, обработка участков, ремонт компьютеров и т. д.;
- продажа изделий, изготовленных собственными руками: кулинарные изделия, игрушки handmade, одежда и др.
При оформлении хотя бы одного трудового договора предприниматель обязан приобрести кассу и проводить все расчеты через нее. В противном случае ему придется уплатить штраф за работу без онлайн-кассы для ИП.
В ст. 2 Закона определен перечень субъектов, полностью освобожденных от необходимости пробивать чеки через ККМ и, соответственно, от штрафов за неприменение онлайн-кассы. В список «льготников» входят:
- торговля печатной периодикой;
- ремонт обуви;
- реализация религиозных атрибутов в храмах;
- ларьки с мороженым;
- уличные точки, торгующие бочковыми безалкогольными напитками;
- аптеки в сельских фельдшерских пунктах;
- услуги нянь и сиделок;
- сдача собственной недвижимости в аренду и др.
Отдельными пунктами в Законе выделены организации, торгующие в труднодоступных местностях и населенных пунктах, отдаленных от сетей связи. Первые вправе не использовать ККМ при условии выдачи покупателю документа о продаже (например, заполненного вручную бланка), вторые должны пробивать чеки через кассу, но могут использовать ее в автономном режиме (то есть безе передачи данных ОФД). Во втором случае за отсутствие ККМ предусмотрены те же штрафные санкции, что и для остальных бизнесменов.
Штраф за неприменение ККМ: как правильно организовать деятельность в 2021 году
Из-за пандемии правительство предоставило предпринимателям некоторые послабления в работе с кассовой техникой, например, отсрочило плановые проверки до следующего года. Но льготы не освобождают предпринимателей от необходимости автоматизировать расчеты с клиентами при реализации товаров, обслуживании и выполнении работ. В 2021 году это требование распространяется на все категории коммерческой деятельности, за исключением перечисленных в п.
2 Закона, а также «частников», получивших отсрочку до июля 2021 года. Для всех компаний и ИП, независимо от формы собственности и налогового режима, применим единый алгоритм действий по автоматизации расчетов:
- Выбор оборудования. Для оснащения розничных точек с постоянным клиентопотоком рекомендуется приобретать готовые POS-системы со скоростью печати от 100–150 мм/с. Для курьеров, таксистов и водителей автобусов подойдут компактные кнопочные «автономки» и мобильные кассы (например, MSPOS-K или Эвотор 5) с мощным аккумулятором, рассчитанным на 6–8 часов работы без подзарядки. В линейке смарт-терминалов Эвотор можно подобрать решение для павильонов в ТЦ, небольших кафе и магазинов у дома. Они оснащены сенсорным дисплеем и интерфейсами для одновременного подключения терминала эквайринга, сканера и другой периферии. Для общепита рекомендуется приобрести моноблок с предустановленным ПО, например, АТОЛ Sigma 10 Еда. Важно обращать внимание на способ передачи данных. Если устройство используется на выезде, оно должно поддерживать 2G/3G.
- Выбор ОФД и заключение договора. Абонентская плата зависит от срока обслуживания (месяц, квартал, год и т. д.).
- Регистрация в ФНС. Кассу можно поставить на учет в отделении инспекции или в ЛК налогоплательщика на сайте nalog.ru. Процедура занимает не более 5 дней.
- Фискализация аппарата. На этом этапе пользователь вносит параметры ККМ в настройках: регистрационный номер, полученный в ИФНС, заводские номера устройства и ФН, данные о владельце и т. д.
- Добавление онлайн-кассы в личном кабинете ОФД. Настройка канала связи с оператором.
- Настройка аппарата под конкретные задачи, подключение периферии, обучение сотрудников.
Практически все производители кассовой техники предоставляют возможность интегрировать ее с облачным сервисом. Руководители компаний и ИП могут удаленно управлять розничными точками, оценивать эффективность работы сотрудников, получать сведения о самых популярных товарах, объемах выручки по магазинам и другие аналитические данные.
Штрафы за неприменение устройств для автоматизации расчетов
За несоблюдение требований Закона налоговая служба имеет право применять санкции в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ).
Штрафами облагаются предприниматели и их сотрудники, которые:
- не используют онлайн-кассы для совершения расчетно-кассовых операций;
- не предоставляют покупателям бумажные чеки, а также их электронные аналоги (по запросу);
- регистрируют, используют ККМ без соблюдения требований ФНС.
Изменения были внесены в Кодекс и вступили в силу в июле 2021 года. Был изменен и упрощен порядок исправления некоторых нарушений: отправка чеков в ФНС для коррекции и т.д. Известно, что малый бизнес и коммерческие организации на первоначальном этапе могут получить предупреждение вместо штрафов.
Проведение проверок становится возможным после обращения покупателей, которым не был выдан кассовый чек. Наличие жалобы не является основанием для привлечения предпринимателя к ответственности. Для установления факта правонарушения требуются доказательства.
Более подробные разъяснения на эту тему можно найти в письме ФНС № ЕД-3-20/8924 от 11.10.2019. Налоговая служба вправе самостоятельно проводить плановые и внеплановые проверки.
Штрафы за отсутствие ККТ для ИП
Если предприниматель игнорирует требования ФЗ, он рискует «нарваться» на взыскание. Штраф за отсутствие ККТ в 2022 году составляет от 25-50% от суммы расчета, но менее 10 000 рублей. Повторное нарушение повлечет за собой запрет на ведение предпринимательской деятельности сроком до трех месяцев (если совокупная сумма расчетов будет равна или превысит 1000 000 рублей).
Рассмотрим алгоритм начисления штрафов на примере. Предприниматель работал без ККТ и оформил 150 чеков на общую сумму в 250 000 рублей. При выявлении этого нарушения налоговая служба вправе взыскать с предпринимателя от 62 до 125 тысяч рублей.
После внесения изменений в Кодекс представители малого бизнеса получили послабления. При первичном нарушении ИП могут обойтись предупреждением от ФНС, но только в том случае, если:
- правонарушение не повлекло угрозы причинения вреда здоровью и жизни людей, животных, объектам культурного наследия и растительного мира, окружающей среде и безопасности государства;
- отсутствовал риск возникновения ЧС природного и техногенного характера;
- не был причинен имущественный ущерб.
Предприниматель избежит наказания, если сообщит налоговой о сумме, которая прошла мимо кассы и отправит в ФНС чек коррекции. Санкции не будут применены, если ИП сознается в совершении правонарушения раньше, чем об этом узнает налоговая служба. Предоставленных данных должно быть достаточно для установления факта нарушения.
Штрафы за неприменение онлайн-кассы для ООО
Отсутствие онлайн-кассы на предприятии – серьезное правонарушение, которое сопровождается наложением санкций. Штраф за неприменение онлайн-кассы для ООО устанавливается в пределах 75−100 % от суммы расчета, но не менее 30 000 рублей. Размер взыскания не зависит от формы собственности и системы налогообложения.
Если произойдет повторное нарушение, последует приостановка деятельности организации сроком до 90 дней (при совокупном объеме от 1000 000 рублей).
Наказание распространяется не только на руководителей, но и на конкретных лиц, работающих на предприятии. Сотрудников штрафуют на 25−50 % от суммы расчета. В некоторых случаях применяют меры по дисквалификации сотрудников сроком от 1 до 2 лет.
Как и в случае с ИП, организация может избежать наказания, если отправит в налоговую службу чек коррекции и укажет причину нарушения, например: отсутствие интернета, перебои с электричеством и т.д.
Санкции за нарушение применения ККТ
Санкции применяются не только за отсутствие онлайн-кассы, но и при некорректном использовании устройства, а также за неправильную регистрацию в ФНС.
Штрафы за нарушения следующие:
- Применение онлайн-кассы, не соответствующей законодательным требованиям и нарушение порядка регистрации кассы в ФНС.
- Для ИП и должностных лиц – 1 500-3 000 рублей.
- Для предприятий – 5 000-10 000 рублей.
- Непредставление документов по запросу налоговых органов.
- Для ИП и должностных лиц – 1 500-3 000 рублей.
- Для предприятий – 5 000 – 10 000 рублей.
- Невыдача кассового чека или его электронного аналога (по запросу покупателя).
- Для ИП и должностных лиц – 2000 рублей.
- Для предприятий – 10 000 рублей.
Взыскания за использование кассы, не соответствующей требованиям 54-ФЗ, установлены в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Основания для наложения штрафа:
- используемое устройство не соответствует установленным требованиям;
- несоблюдение сроков, порядка и условий регистрации (перерегистрации) ККМ;
- нарушение кассовой дисциплины.
Самые распространенные правонарушения:
- онлайн-касса не прошла фискализацию;
- несоответствие заявленных в чеке сумм;
- ошибки в фискальном документе;
- отсутствие договора с ОФД;
- нет соединения с интернетом, сбои в ПО;
- нет связи с оператором фискальных данных.
В отдельную категорию входят такие нарушения, как: несоблюдение кассовой дисциплины (5 000 рублей для ИП и должностных лиц, до 50 000 рублей для ЮЛ), невыдача чека покупателю, отказ в предоставлении электронного дубликата, подтверждающего совершение кассовой операции.
Некоторым субъектам разрешено использовать онлайн-кассы удаленно от мест расчета. В их число входят:
- онлайн-магазины;
- торговые предприятия с доставкой;
- курьерские организации;
- фирмы, предоставляющие услуги на выезде;
- городские транспортные компании;
- предприятия ЖКХ;
- вендинговые компании.
Субъекты, которые вошли в список, в качестве альтернатив могут использовать QR-коды и бланки со ссылкой на сайт ФНС.
Кого не оштрафуют за отсутствие ККТ в 2022 году
Законодательством определены сферы, в которых разрешается работать без применения кассовых аппаратов.
Санкции не распространяются на субъекты, которые занимаются:
- ремонтом обуви;
- изготовлением ключей;
- переноской багажа пассажиров на вокзалах и в аэропортах;
- продажей в киосках безалкогольных напитков на разлив и мороженого;
- вспашкой огородов и распиловкой дров;
- торговлей на розничных рынках, ярмарках и ежегодных выставках;
- уходом за детьми и престарелыми лицами;
- продажей кваса, молока и масла из цистерн;
- организацией питания в школах, детских садах и других образовательных учреждениях;
- торговлей газетами и журналами в киосках;
- продажей изделий народного промысла собственного производства.
Правительство РФ планирует сократить список ИП, осуществляющих расчеты на рынках, ярмарках и ежегодных выставках без применения ККТ. Если проект будет принят, льготы сохранятся только для ИП и организаций на ЕСХН.
Все субъекты, которым разрешено осуществлять свою деятельность без применения онлайн-касс, перечислены в п. 2 ст. 2 Закона.
От использования кассовых устройств освобождены ИП, которые работают в труднодоступных местностях. Перечень таких населенных пунктов определяют региональные власти. Без применения кассовой техники могут работать частники, облагаемые налогом на профессиональный доход (НПД), занятые в сфере: оказания услуг населению, выполнения работ, реализации товаров собственного производства.
Спецрежим ПНД позволяет ИП принимать платежи без онлайн-касс на законных основаниях. Но и здесь есть свои условия, такие как:
- отсутствие у ИП штата сотрудников;
- отсутствие дохода от имущества (например – сдача в аренду помещения);
- размер годовой выручки не должен превышать 2,4 миллиона рублей.
Чтобы избежать штрафов за отсутствие онлайн-кассы, гражданин может:
- перейти на НПД, оставаясь при этом ИП;
- стать самозанятым.
Еще один важный момент – НПД нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (УСН, ЕСХН и ПСН).
Штраф за отсутствие онлайн‑кассы
В КоАП как такового штрафа за отсутствие онлайн-кассы нет. Там есть санкция для тех, кто использует кассу, не соответствующую требованиям закона № 54-ФЗ. Штраф в этом случае для юрлиц составит от 5 до 10 тысяч рублей (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).
Работать без кассы могут компании, чьи виды деятельности перечислены в статье 2 закона № 54-ФЗ. Подробнее можно узнать здесь.
Штраф за невыдачу чека
Штраф за невыдачу чека покупателю назначают по ч. 6 ст. 14.5 КоАП:
- должностным лицам и ИП грозит предупреждение или взыскание двух тысячи рублей;
- юрлицам — предупреждение или штраф 10 тысяч рублей.
Штраф за отсутствие номенклатуры в чеке
ИП на ПСН, УСН, ЕСХН обязаны указывать в чеке наименование товара. Распечатанный чек без этих реквизитов считается недействительным. Подробнее читайте здесь.
Штраф за чек без номенклатуры могут назначить по п. 3. ст. 14.5 КоАП:
- должностному лицу грозит штраф до 3000 рублей;
- ИП или организации — до 10 000 рублей.
Чтобы не попасть на штраф за отсутствие в чеке наименования товара, нужно сделать так, чтобы кассиру было удобно вбивать номенклатуру — иначе легко можно ошибиться. При этом неверно указанное наименование приравнивается к его отсутствию. Нужно указать его так, чтобы оно соответствовало прайс-листу.
Например, нельзя указать просто «Вареники», правильно будет «Вареники Дмитровские». Проще всего для этого использовать кассовую программу.
Бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает и номенклатуру в чеке, и другие требования 54-ФЗ. Вы сможете легко подключить фискальный регистратор, установить сканер и терминал для приема карт — или даже принимать оплату без терминала, по QR-кодам.
В комплект с программой для кассира входит система учета: вы сможете управлять товарами и ценами, контролировать продавцов и остатки на точках, видеть статистику в реальном времени. Попробуйте прямо сейчас — это бесплатно.
Есть ряд нарушений при использовании онлайн-кассы, за которые также могут оштрафовать:
Налоговики могут запросить сведения и документы по ККТ , за непредоставление информации или нарушение сроков могут наказать по ч. 5 ст. 14.5 КоАП:
- должностных лиц и ИП — предупреждением или штрафом от 1 500 до 3 тысяч рублей;
- юрлиц — предупреждением или штрафом от 5 до 10 тысяч рублей.
Санкции могут последовать за использование кассы, не соответствующей установленным требованиям , или применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации . Так, при изменении любых сведений, которые указаны в карточке регистрации ККТ, нужно перерегистрировать кассу. Если этого не сделать, можно получить штраф по ч. 4 ст. 14.5 КоАП:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тысяч рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Привлечь к ответственности за нарушения по онлайн-кассам могут в течение года. Налоговая отсчитывает срок с даты совершения проступка. А если правонарушение длящееся, то есть продолжительное и систематическое — с момента, когда проверяющий его нашел.
Есть ли штраф за неправильную систему налогообложения в чеке?
Штраф за неправильную СНО в чеке могут назначить по ч. 4 статьи 14.5 КоАП:
- для должностных лиц — от 1 500 до 3 000 рублей,
- для юрлиц — от 5 000 до 10 000 рублей.
Проверяет ли онлайн-кассы налоговая инспекция?
С 1 марта 2022 года отменены плановые проверки по онлайн-кассам. Тем не менее внеплановые профилактические проверки остались. Это значит, что инспектора ФНС смогут:
- информировать ИП;
- объявлять предостережения.
При этом размеры штрафов для нарушителей останутся прежними.
Вести продажи по всем требованиям 54-ФЗ поможет Касса МойСклад. Попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.
Закон устанавливает обязательные требования к чекам и порядку их выдачи. Нарушителям грозят серьезные штрафы. Зарегистрируйтесь в МоемСкладе и получите:
Нарушения применения онлайн-кассы, за которые полагается штраф
Чаще всего ответственность несут должностные лица, ИП и организации за следующие виды нарушений:
- 1. За неиспользование онлайн-кассы при отпуске товара (оказании услуги) потребителю.
Реальные примеры нарушений:
- продажа товаров и услуг без онлайн-кассы в принципе (разумеется, речь идет о случае, когда нет законных оснований от освобождения от применения ККТ — например, ведения деятельности по п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ);
- «непробитие» чека при приеме денег от покупателя (или при их выдаче — если происходит возврат товара);
- пробитие чека на сумму меньше стоимости товара;
- выдача фальшивого чека (напечатанного на ненастоящей онлайн-кассе).
За рассматриваемые деяния полагаются штрафы (ч. 2 ст. 14.5 КоАП):
- на должностное лицо (к которому приравнивается ИП) — в сумме 25-50% от выручки, принятой «мимо кассы» (но минимум 10 000 рублей);
- на торговое (сервисное) предприятие как юрлицо — в сумме 75-100% от выручки, не пробитой на кассе (но не менее 30 000).
Важно! С учетом положений ст. 4.1.2 КоАП, суммы штрафов для малых предприятий в статусе юрлиц будут ниже — 37,5-50% от выручки, не проведенной через ККТ (но не менее 15 000 руб.).
Повторное нарушение — то есть, совершенное второй раз подряд в течение года после получения наказания за первое (ст. 4.6 КоАП), приведет к более строгим санкциям (ч. 3 ст. 14.5 КоАП):
- запрету ведения должностным лицом деятельности — на 1-2 года;
- приостановлению работы предприятия на срок до 90 дней.
Отметим, что наказания за повторное нарушение назначаются, только если сумма «непробитой» выручки составляет 1 млн. рублей и более.
Важно! Штрафы по ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП назначаются в том числе и в ситуации, когда продавец не предоставил потребителю документ, заменяющий чек, при неприменении онлайн-кассы на ПСН на основании п.
2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Такой документ по существу заменяет кассовый чек.
Если он не выдан, то, соответственно, не соблюдено основание для отказа от использования ККТ, и допущено, таким образом, неприменение ККТ. И это нарушение, квалифицируемое по ч. 2 ст.
14.5 Кодекса.
- 2. За эксплуатацию ККТ, не удовлетворяющей требованиям законодательства (либо не зарегистрированной или перерегистрированной), а также в несоблюдение регламентов ее эксплуатации (ч. 4 ст. 14.5 КоАП).
- применение кассы с неисправным фискальным накопителем;
- отсутствует договор с Оператором фискальных данных (который обеспечивает передачу сведений о расчетах на кассе в ФНС через интернет);
- неверное указание названия товара в чеке;
- неверная система налогообложения в чеке;
- касса работает с некорректным форматом фискальных документов (например, применяется ФФД 1.1 вместо ФФД 1.2 при продаже маркируемых товаров).
В данном случае возможны предупреждение или штраф:
- на должностное лицо — от 1500 до 3000 рублей;
- на юрлицо — от 5000 до 10000.
Соответственно, на юрлицо в статусе малого предприятия (СМП) — от 2500 до 5000 рублей.
Важно! Как показывает судебная практика, применение кассы, не соответствующей критериям законодательства (когда предусмотрены сравнительно мягкие штрафы по ч. 4 ст. 14.5 КоАП) могут признать неприменением кассы — и, соответственно, назначить наказание по более строгой ч.
2 ст. 14.5 Кодекса. Это возможно если, например, ФНС сняла кассы с учета из-за истечения срока эксплуатации фискальных накопителей (постановление Арбитражного суда г.
Москвы от 21.06.2020 по делу № А40-320129/19-139-2653, определение ВС РФ от 26.03.2021 № 305-ЭС21-1993).
- 3. За невыдачу потребителю чека в электронном (или, наоборот, в бумажном) виде, если того требует законодательство (либо если тот или иной вид чека на законном основании запрошен потребителем).
Получают предупреждение или штраф (ч. 6 ст. 14.5 КоАП):
- должностное лицо либо предприниматель — на 2000 рублей;
- юрлицо — на 10 000.
Юрлицо как малое предприятие — на 5000 рублей.
Предусматривается при этом, что выручка (расходы) в установленном порядке будут «пробиты» через кассу. В рассматриваемой ситуации суть проступка в том, что продавец попросту забыл выдать чек (или не смог по техническим причинам — например, если закончилась лента). Если чек не выдан из-за того, что касса не использована в принципе — выписывается гораздо более строгий штраф по ч.
2 ст. 14.5 КоАП.
- 4. За не передачу в ФНС сведений, связанных с использованием онлайн-кассы — в силу законной обязанности или по запросу инспекторов (ч. 5 ст. 14.5 КоАП).
Реальный пример — непредоставление фискальных данных, записанных в накопитель, после снятия ФНС онлайн-кассы с учета в связи с истечением срока действия накопителя. То есть, несоблюдение законодательного предписания по п. 16 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Предупреждаются или штрафуются:
- должностное лицо — на сумму от 1500 до 3000 рублей;
- юрлицо — на сумму от 5000 до 10000 р.
Юрлицо как малое предприятие — на 2500-5000 рублей.
- 5. Есть специфический «отраслевой» штраф — за невыдачу фискального документа (либо бланка строгой отчетности по установленной форме) пассажиру общественного транспорта или такси (ч. 2 ст. 11.14.1 КоАП):
- на водителя — 1000 рублей;
- на транспортную компанию как юрлицо — 30 000.
Отметим, что штрафы в сфере транспорта выписывает не ФНС, а региональный орган власти, отвечающий за контроль в сфере перевозки пассажиров (ч. 1 ст. 23.36.1 КоАП).
- 6. Штрафы за нарушение кассовой дисциплины, в частности, порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций (п.1 ст. 15.1 КоАП РФ)
Примеры таких нарушений включают в себя:
- осуществление наличных расчетов с другими организациями сверх установленных размеров;
- не оприходование или неполное оприходование наличных денежных средств в кассу;
- нарушение порядка хранения в кассе свободных денежных средств;
- накопление в кассе наличности сверх установленных лимитов.
В качестве наказания накладывается административный штраф:
- для должностных лиц и ИП — от 4000 до 5000 руб.;
- для организаций — от 40000 до 50000 рублей.
На что обратить внимание при использовании онлайн-кассы?
Есть ряд нюансов, которые необходимо учитывать пользователю ККТ при оценке рисков, что связаны с получением штрафов, рассмотренных выше:
- 1. Один из основных поводов для инициирования проверки законности использования ККТ — жалоба потребителя, переданная в ФНС через мобильное приложение.
Вместе с тем, к числу оснований могут быть отнесены также расхождения между фискальными данными и налоговой отчетностью. Поэтому, хозяйствующему субъекту следует уделить повышенное внимание качеству заполнения деклараций, а также сопоставлению сведений между данными в них и фискальными сведениями.
- 2. Самое «строгое» нарушение — по ч. 2 ст. 14.5 КоАП, фиксируется в том числе, если кассовый чек выдан, но несвоевременно.
То есть — не в «момент оплаты», как требуется по ст. 5 Закона № 54-ФЗ, а позднее. Однако, в этом случае, тем не менее, есть все шансы избежать ответственности, если сообщить в ФНС о допущенном нарушении в письменном виде.
- 3. Статус не соответствующих требованиям кассы могут приобрести вследствие снятия их с учета по инициативе ФНС (как следствие, при применении таких касс появится повод для применения санкций п. ч. 4 и даже, как мы уже знаем, по ч. 2 ст. 14.5 КоАП), о котором ведомство не обязано уведомлять хозяйствующий субъект.
Таким образом, пользователь ККТ должен самостоятельно следить за текущим статусом используемых онлайн-касс, проверять сроки действия накопителей, актуальность применяемого ФФД, как и настройки касс, влияющие на содержание кассовых чеков. Любые недоработки могут стать поводом для штрафа.
Которого, вместе с тем, можно в ряде случаев избежать на вполне законных основаниях.
Как избежать штрафа за онлайн-кассу?
Как следует из Примечания к ст. 14.5 КоАП, пользователь ККТ освобождается от административной ответственности по ч. 2, 4 и 6 указанной статьи Кодекса при одновременном соблюдении следующих условий:
- он добровольно заявил в ФНС в письменном виде о неприменении онлайн-кассы (либо о применении, но с нарушениями);
- он добровольно устранил нарушение (например, пробил чек на нужную сумму, зарегистрировал ККТ);
- на кассе сформирован чек коррекции в целях передачи в ФНС сведений о реальном размере выручки (расходов) — который оказался бы «пробит» в чеке, если бы нарушения не было;
- ФНС к моменту получения соответствующего заявления и чека коррекции не располагает сведениями о нарушении;
- предоставленных в ФНС данных о нарушении (и его устранении) достаточно для установления факта административного нарушения.
Таким образом, первый способ избежать штрафов — честно рассказать налоговикам о нарушении, а также своевременно устранить повод для назначения административного наказания.
Второй способ основан на действии положений ч. 1 ст. 4.1.1 и ч.
2 ст. 3.4 КоАП. Исходя из них, штраф может быть заменен на предупреждение, если нарушение допущено впервые, а также если нет реального ущерба вследствие данного нарушения.
Случай с неосуществлением передачи фискальных данных после снятия ККТ с учета — типичный пример: недоплаты по налогам в бюджет нет, интересы потребителей не пострадали. Можно рассчитывать на снижение штрафа, как и попытаться добиться данной привилегии в судебном порядке.
Еще один способ — отмена штрафа на основании ст. 2.9 КоАП, которая позволяет избежать административной ответственности при незначительности нарушения. Это возможно, если, например, сумма непробитой выручки — как формальный повод для применения строгих санкций по ч. 2 ст. 14.5 КоАП, небольшая.
Как действует мораторий на проверки ККТ в 2025 году
Прежде всего, рассмотрим условия моратория. Постановлением Правительства России от 29.12.2022 № 2516 были внесены изменения в другое постановление — от 10.03.2022 № 336, в соответствии с которыми внеплановые проверки пользователей ККТ на 2025 год по общему правилу запретили (так же как запрещали в 2022-м).
Вместе с тем, соответствующие проверки возможны при одновременном соблюдении двух условий (подп. «а» п. 3 постановления № 336):
- у проверяющего органа — ФНС, есть согласование на проверку с прокуратурой;
- есть решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС о проведении проверки, оформленное в установленном порядке.
Поводом для проведения согласованной внеплановой проверки может быть обнаружение ФНС того или иного индикатора риска нарушения требований законодательства об онлайн-кассах. Например — отсутствие переданных с кассы фискальных данных в течение 60 дней при том, что ККМ зарегистрирована (приказ Минфина России от 01.03.2022 № 27н).
Кроме того, в отношении пользователей онлайн-касс в 2025 году возможно проведение профилактических мероприятий (п. 11 Положения, введенного Постановлением Правительства России от 28.02.2022 № 272):
- информирования пользователя;
- обобщения правоприменительной практики;
- объявления пользователю предостережения;
- предоставление консультаций;
- проведение профилактического визита.
Отметим, что плановые проверки пользователей ККТ законодательством не предусмотрены (п. 17 Положения).
Если по итогам, к примеру, профилактического визита установлено, что действия пользователя ККТ несут угрозу причинения ущерба охраняемым законом ценностям (или же если такой вред причинен), то информация об этом направляется в ФНС для принятия решения о контрольно-надзорном мероприятии (п. 16 Положения).
Таким образом, несмотря на мораторий, штрафы в 2025 году на пользователей онлайн-касс могут быть выписаны вследствие проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по предусмотренным законом основаниям. Прежде всего — при выявлении рисков причинения вреда, а также после проведения профилактических мероприятий, при которых обнаружены такие риски.
Важно также следующее: срок давности по нарушениям в сфере эксплуатации ККТ составляет 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому, если в период действия моратория нарушение было, и его обнаружат после завершения моратория в пределах указанного срока давности, то у проверяющих будет вполне законный повод для выписывания штрафа.
Таким образом, пренебрегать нормами закона о ККТ в любом случае не стоит.
Частые вопросы и ответы
Есть ли штрафы по онлайн-кассам в 2025 году?
Штраф может быть выписан только после внеплановой проверки — в отношении которых в 2025 году действует мораторий. Однако, ФНС может обойти его на законных основаниях — согласовав проверку с прокуратурой. Повод — выявление серьезных нарушений, образующих риски причинения вреда гражданам.
Как отменить штраф?
Прежде всего — как можно более оперативно сообщить в ФНС о нарушении и о его устранении (посредством формирования чека коррекции). Если не получится — попробовать аннулировать штрафы на основании ст. 4.1.1, 3.4 КоАП (нарушение допущено впервые), ст. 2.9 Кодекса (нарушение малозначительно).
Эксперт
Директор по развитию компании «Мультикас». Более 8 лет опыта в области внедрения онлайн-касс, учетных систем ЕГАИС и Маркировки товаров для розничных организаций и заведений питания.
Нужна помощь с подбором онлайн-кассы?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем подобрать кассовое оборудование для вашего бизнеса.