1. Основная функция суда в уголовном судопроизводстве — осуществление правосудия по уголовным делам. Реализуя эту функцию, суд в соответствии с принципом равноправия и состязательности сторон разрешает спор между сторонами обвинения и защиты, выступая в качестве арбитра.
2. Полномочия, реализуемые судом при производстве по уголовному делу, условно можно разделить на следующие группы: 1) полномочия суда по осуществлению правосудия (разрешению уголовных дел по существу), эти полномочия указаны в ч. 1 данной статьи; 2) полномочия суда по контролю за досудебным производством (ч.
2 данной статьи); 3) полномочия суда по рассмотрению и разрешению жалоб в ходе досудебного производства по делу (ч. 3 данной статьи).
3. В основе полномочий суда в уголовном судопроизводстве лежит норма, предусмотренная ст. 49 Конституции РФ, о том, что только суд может признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему уголовное наказание.
Решение о признании лица виновным в совершении преступления выносится судом только в судебном заседании с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона и формулируется в обвинительном приговоре суда, который вступает в законную силу по истечении срока его обжалования. В отдельных случаях, предусмотренных ст. 314 УПК, суд вправе по ходатайству обвиняемого, заявленному в присутствии защитника, постановить обвинительный приговор без проведения судебного разбирательства по делу.
4. К исключительным полномочиям суда в уголовном судопроизводстве относится его право применить к лицу принудительные меры медицинского характера. К лицу, совершившему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, в состоянии невменяемости, или лицу, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания, суд может применить одну из принудительных мер медицинского характера, предусмотренных законом.
5. Исключительным правом суда в уголовном судопроизводстве является и его право применить в отношении несовершеннолетнего, совершившего впервые преступление небольшой или средней тяжести (если его исправление может быть достигнуто без применения уголовного наказания), принудительную меру воспитательного характера, предусмотренную ч. 2 ст.
90 УК (предупреждение; передача под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего).
6. Только суду предоставлено право выносить решения, допускающие ограничение важнейших конституционных прав граждан при производстве отдельных процессуальных действий. Перечень процессуальных действий, осуществление которых возможно только по судебному решению, указан в ч. 2 данной статьи.
7. В соответствии с положениями ч. 1 ст.
46 Конституции РФ о праве каждого на судебную защиту его прав и свобод в уголовном судопроизводстве действует институт судебного обжалования действий и решений должностных лиц, ответственных за производство по делу. В соответствии с ч. 3 ст.
29 и ст. 125 УПК суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать весьма обширный и индивидуально неопределенный круг жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.
Однако критерий возможности рассмотрения жалоб судом един — возможность причинения действиями (бездействием) и решениями должностных лиц в ходе уголовного судопроизводства ущерба важнейшим конституционным правам и свободам граждан либо ограничить их доступ к правосудию.
Так, судом могут быть рассмотрены жалобы на постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также на иные их решения и действия (бездействие), на действия и решения прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства и затруднить доступ граждан к правосудию.
8. Частное определение может быть вынесено судом первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций в любой момент производства по делу.
История: развитие на начальном этапе
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
- Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
- Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
- Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
Инстанция надзорная: общие сведения
Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ.
Судебно-надзорными инстанциями являются:
- Коллегии (военные).
- Верховные суды РФ и ее субъектов. Рассмотрение дела в них осуществляет президиум.
- Высший арбитражный судебный орган. В нем также заседания проводятся президиумом.
Порядок рассмотрения
Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании.
Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.
Процессуальные сроки
Надзорные жалобы в гражданском и арбитражном процессах в рамках административного судопроизводства (по КАС) могут быть направлены в суд надзорной инстанции не позднее чем через 3 месяца с момента вступления оспариваемого постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК, п.
5 ст. 308.1 АПК, п. 2 ст.
333 КАС). Период подачи жалобы в надзорную инстанцию в рамках судопроизводства по уголовным делам и административным правонарушениям (по КоАП) не ограничен.
Максимальный срок изучения жалобы надзорной инстанцией:
- в гражданском процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 391.6 ГПК);
- в арбитражном процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 308.5 АПК);
- в уголовном процессе: если дело не было запрошено — 1 месяц, если дело было запрошено — 2 месяца (ст. 412.6 УПК);
- в процессе по административному делу: 2 месяца со дня получения жалобы или протеста судом, в случае запроса материалов по делу — 1 месяц со дня предоставления дела в суд (п. 3 ст. 30.16 КоАП);
- в процессе административного судопроизводства: по общему правилу, если материалы дела были запрошены — 3 месяца, если не были — 2 месяца (п. 1 ст. 336 КАС).
Важный момент
Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:
- В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
- Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
- могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
- только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
- предмет пересмотра в порядке надзора — судебные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассационной инстанций);
- особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
- постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.
Полномочия суда надзорной инстанции
Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п.
3 ст. 30.13 ГПК).
Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:
- сохранить судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, не внося в них изменений;
- аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, частично или целиком и отправить материалы на новое изучение;
- аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, целиком или частично и завершить производство по делу или сохранить заявление нерассмотренным;
- сохранить силу одного из судебных актов, вынесенного в предыдущих инстанциях;
- аннулировать или изменить судебный акт, вынесенный предыдущей инстанцией, и составить новое постановление по делу, не отправляя само дело на изучение, если надзорной инстанцией было выявлено неверное истолкование или использование положений материального права;
- оставить указанную жалобу без изучения по существу.
Надзорная инстанция в гражданском процессе
Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).
В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:
- акты верховных судов субъектов РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали новому изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
- акты окружных (флотских) военных судов, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
- акты ВС РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подвергались изучению в апелляционном порядке;
- акты апелляционной коллегии ВС РФ;
- акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке апелляции;
- акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке кассации (п. 2 ст. 391.1 ГПК).
Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:
- содержание такой жалобы не отвечает действующим требованиям закона;
- жалоба была представлена в суд надзорной инстанции ненадлежащим лицом;
- был пропущен установленный для оспаривания судебного решения период времени, при этом не было заявлено ходатайство о восстановлении такого срока;
- была представлена просьба о возврате или отзыве жалобы;
- при подаче жалобы были нарушены принципы подсудности (п. 1 ст. 391.4 ГПК).
По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.
Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Поделиться с друзьями