- II. Откуда что берется?
- III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
- IV. Распределение ЕНП
- V. Что будет с недоимками
- VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
- VII. Чего ждать в новом году
- Декларация по налогу на имущество организаций
- Новые сроки уплаты налога на имущество организаций
- Льготы по имуществу «Президента»
- «Антикризисный» порядок определения налоговой базы по «кадастровой» недвижимости
- Новый порядок установления ставок субъектами РФ
- Налоговый вычет для СЗПК
С 2025 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст.
11.3, п. 1 ст. 45, п.
1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ * ).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п.
9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2025 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Отменяются особые сроки перечисления в бюджет НДС налоговыми агентами и НДФЛ с заработной платы, отпускных, пособий по временной нетрудоспособности, дивидендов от долевого участия в ООО (п. 4 ст. 174, п. 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ).
Обязанность налогоплательщика (налогового агента) по уплате налога (сбора, страховых взносов) считается исполненной со дня перечисления денежных средств в качестве ЕНП в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания в качестве ЕНП (зачета) иных сумм, учтенных на едином налоговом счете (п. 7 ст. 45 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
V. Что будет с недоимками
Задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов теперь будет считаться общая сумма недоимок, а также не уплаченных пеней, штрафов и процентов.
Она отразится на едином налоговом счете налогоплательщика как отрицательное сальдо (п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 11.3 НК РФ).
При его выявлении налогоплательщику направят требование об уплате задолженности в порядке, установленном новой редакцией ст. 69 и 70 НК РФ.
За все время просрочки уплаты на сумму недоимки начисляется пеня.
Если обязанность по уплате недоимки, пеней, штрафа не будет исполнена установленный срок, налоговый орган произведет взыскание (см. ст. 46-48 НК РФ с учетом п. 9 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
При этом после 1 января 2025 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Такие заявления придется подать заново, следуя уже новому порядку.
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2025 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в региональный бюджет, не учитываются при формировании сальдо единого налогового счета на 01.01.2023 и признаются зачтенными в счет исполнения предстоящих обязанностей по уплате этого налога без заявления налогоплательщика.
Эти и другие особенности переходного периода определены ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ.
Декларация по налогу на имущество организаций
Здесь сразу несколько нововведений, касающихся декларации:
1. Изменился срок подачи налоговой декларации.
Начиная с 1 января 2025 года налоговая декларация полежит подаче в срок не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 383 НК РФ в ред.
Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Соответственно декларацию за 2022 год следует представить не позднее 27 марта 2025 года (25 марта — суббота (ст.6.1 НК РФ)).
2. Сокращен объем данных, включаемых в декларацию.
Начиная с налоговой отчётности за 2022 год российские организации не включают в налоговую декларацию информацию об объектах недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость. Если у организации есть только те объекты, которые облагаются по кадастровой стоимости, то налоговая декларация не предоставляется (п. 6 ст.
386 НК РФ в ред. с 01.01.2023).
Вместо этого налоговые органы будут направлять налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах налога по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667@. Налогоплательщики же будут при необходимости предоставлять в адрес налоговых органов пояснения (форма пояснений утверждена приказом ФНС России от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247) и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных ставок, льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
В случае неполучения сообщения от налогового органа налогоплательщик, начиная с 1 января 2025 обязан сообщить в налоговый орган о наличии объектов недвижимого имущества (налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость), признаваемых объектами налогообложения (п. 2.2 ст. 23 НК РФ в ред. с 01.01.2023).
3. Обновили форму налоговой декларации.
Приказом ФНС России 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@ утверждена новая форма декларации по налогу на имущество организаций. Новая форма применяется начиная с отчётности за 2022 год. Внесённые изменения не являются существенными, а связаны с изменением порядка декларирования имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, а также связаны с предоставлением налогового вычета участникам Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
4. Упрощен зачёт «зарубежного» налога.
Начиная с 2025 года зачёт налога на имущество, уплаченного в иностранном государстве, осуществляется только на основании документа об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства. Предоставление заявления о зачёте налога более не требуется (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Новые сроки уплаты налога на имущество организаций
Из-за введения единого налогового платежа (ЕНП) начиная с 2025 года срок уплаты налога на имущество организаций установлен не позднее 28 февраля года, следующего за истершим налоговым периодом, т.е. раньше, чем было до изменений. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п.
1 ст. 383 НК РФ), конечно, если законом субъекта РФ предусмотрена уплата «авансов» (п.2 ст. 383 НК РФ).
Аналогично изменён срок уплаты налога для резидентов «Сириус» (п. 3 ст. 372.1 НК РФ).
Напомним, что ЕНП представляет собой денежные средства в размере общей суммы налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, штрафов пеней и т.д., которые организация перечисляет на Единый налоговый счёт в Федеральном казначействе (ЕНС) (ст. 11.3 НК РФ введена Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ, вступает в силу с 01.01.2023).
Если законодательством предусмотрена уплата (перечисление) налога или авансовых платежей до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена, налоговые органы осуществляют списание с ЕНС соответствующей суммы налога (авансового платежа по налогу) на основании специального уведомления налогоплательщика. Оно должно быть подано не позднее 25 числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога (авансового платежа).
С 2020 года налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций не представляются (п. 2 ст. 386 НК РФ признан утратившим силу).
Если в соответствии с законом субъекта РФ налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, ему придется представлять уведомление по налогу на имущество не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом, т.е. не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября.
Но в течение 2025 года налогоплательщики вправе оплачивать налоги и авансовые платежи «по старинке» — платёжными поручениями, в которых указывается назначение платежа, бюджет, срок уплаты и иные необходимые реквизиты (п. 12, п. 14, п.16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Подробнее о ЕНП >>
Льготы по имуществу «Президента»
С 2025 года не признаётся объектами налогообложения имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента РФ, оказывающими государственные услуги и выполняющими работы по санаторно-курортному лечению и организованному отдыху (подп. 12 п. 4 ст.
374 НК РФ введен Федеральным законом от 21.11.2022 № 443-ФЗ).
«Антикризисный» порядок определения налоговой базы по «кадастровой» недвижимости
Внесены антикризисные изменения в порядок определения налоговой базы по имуществу, которая определяется как его кадастровая стоимость. В общем случае, при определении налоговой базы учитывается кадастровая стоимость имущества, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 число налогового периода. Однако с 1 января 2025 п.
2 ст. 375 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому в 2025 году при расчёте налога на имущество необходимо использовать кадастровую стоимость, установленную на 01.01.2022 в случае, если кадастровая стоимость на 01.01.2023 превысит кадастровую стоимость, установленную на 01.01.2022 (Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ). Данный порядок не применяется в случае, если изменение кадастровой стоимости произошло вследствие изменения характеристик недвижимого имущества.
Новый порядок установления ставок субъектами РФ
Изменяется порядок установления налоговых ставок законами субъектов РФ. Так, до 1 января 2025 допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. С 1 января 2025 года дифференцированные налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, и (или) его кадастровой стоимости (п.
2 ст. 380 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ).
Под видом имущества следует понимать здание, сооружение, помещение (жилое, нежилое), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, многоквартирный дом.
С 1 января 2025 года дифференциация налоговых ставок по налогу на имущество в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества (в том числе в зависимости от площади имущества) не допускается.
При этом предоставление налоговых преференций в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества возможно путем установления законом о налоге на имущество организаций субъекта РФ соответствующих налоговых льгот (письмо Минфина РФ от 09.12.2021 № 03-05-04-01/100107).
Налоговый вычет для СЗПК
Начиная с 2025 года, налогоплательщик — участник СЗПК (Соглашения о защите и поощрении капиталовложений) при исчислении суммы налога и авансовых платежей по налогу вправе применить специальный налоговый вычет для СЗПК (п. 4.2 ст. 382 НК РФ).
Порядок применения налогового вычета установлен ст. 382.1 НК РФ (Федеральный закон от 28.07.2022 № 225-ФЗ). Так, участник СЗПК вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа) в отношении имущества созданного (модернизированного, реконструированного) в рамках реализации инвестиционного проекта и используемого в рамках инвестиционного проекта.
Налоговый вычет может быть предоставлен в размере фактических затрат на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов, на уплату процентов, на демонтаж объектов (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ»).