Если цель — защита от коррозии без серьезных требований к внешнему виду.
Традиционно защитными покрытиями считаются цинк и кадмий. Цинком и кадмием обычно защищают стальные изделия. Цинковое покрытие чаще всего является анодом к стали, поэтому защищает сталь даже после повреждения в определенном радиусе вокруг трещины, скола или царапины.
Толщина покрытия, в зависимости от условий эксплуатации, может колебаться в пределах 6-50 мкм, в некоторых случаях — выше.
В чистом виде цинк и кадмий используются редко. После нанесения покрытия требуется финишная обработка, которая делится на хроматную, хромитную, фосфатную и оксидную.
Хроматная и хромитная обработка заключается в образовании на цинке и кадмии тонкой пленки, соответственно, хроматов или хромитов. Разница состоит в используемых растворах — на основе шестивалентного или трехвалентного хрома. Вопрос выбора пассивирующего раствора связан не только с качеством пленки, но в первую очередь, с экологичностью процесса.
Хромитные растворы используют взамен хроматным, т.к. шестивалентных хром значительно токсичнее трехвалентного и он канцерогенен. Однако качество хроматной пленки выше.
Пассивирование хромсодержащими растворами дает возможность изменять цвет покрытия – делать его радужным, голубым, черным, бесцветным (для блестящего цинка), хаки и т.д.
Хроматная/хромитная пленка значительно повышает коррозионную стойкость цинка.
Фосфатная обработка заключается в образовании на цинке слоя нерастворимых фосфатов. В принципе, фосфатирование — операция для обработки стали и на цинке используется реже. Однако такая возможность есть.
Кроме всего прочего, фосфатной обработкой можно не только увеличить коррозионную стойкость цинка, но и повысить адгезию последующего лакокорасочного покрытия к подложке. Краска, выступая в основном как барьер между цинком и агрессивной средой, делает коррозионную стойкость такого “бутерброда” максимальной.
Оксидные покрытия на цинке и кадмии используется редко.
Отдельно следует поговорить о защитных композиционных покрытиях и сплавах цинка. Это многофазные системы, которые могут быть как металлическими, так и лакокрасочными.
Металлический композиционный вариант — цинковое покрытие с включениями частичек кремния или других веществ. Включения влияют на коррозионную и износостойкость покрытия.
Лакокрасочный вариант – холодное цинкование или цинкнаполенная краска, т.е. краска с высоким содержанием мелкодисперсного цинкового порошка. Механизм защиты стали в этом случае аналогичен металлическому покрытию.
Сплавы цинка – покрытия, полученные соосаждением цинка с другими металлами, например железом, никелем, оловом. Сплавы обладают уникальными свойствами, однако нанесение их — процесс значительно более трудоемкий и технологичный, чем процесс получения чистого цинкового покрытия.
Цинк, будучи очень мягким металлом, не обеспечивает износостойкости, поэтому его нельзя применять в деталях, работающих на истирание.
2. ЗАЩИТНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОКРЫТИЯ.
Если цель — не только защитить от коррозии, но и придать поверхности красивый внешний вид. Защитные свойства нужны либо наравне с внешним видом, либо идут на второй план.
К защитно-декоративным обычно относят блестящие покрытия никелем и хромом. Также в данную группу входят некоторые аноднооксидные покрытия. Даже цинк, полученный блестящим тоже может считаться защитно-декоративным, но в длительной перспективе он рано или поздно потускнеет.
При этом защитные свойства таких покрытий, как правило, несколько хуже, чем у чисто защитных покрытий. Обычно это связано с катодным характером защитно-декоративных покрытий на стали и высоким уровнем внутренних напряжений, которые могут вызвать. На меди эти покрытия становятся анодными и, фактически, защищают аналогично цинку на стали.
Улучшение защитных свойств защитно-декоративных покрытий может быть обеспечено не только за счет повышения толщины, но и с использованием подслоев.
Многие защитно-декоративные покрытия обладают уникальной химической стойкостью в определенных средах. Например, никель — в щелочных, белая бронза — в серосодержащих промышленных атмосферах и т.д.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКРЫТИЯ.
Если цель — обеспечить уникальные функциональные свойства поверхности детали или изделию в целом. При этом защитные и декоративные свойства идут либо наравне с обеспечением функционала, либо на второй план.
В целом специальные задачи могут быть подразделены на:
- Повышение износостойкости;
- Повышение или понижение электропроводности;
- Улучшение паяемости;
- Улучшение сродства к органическим покрытиям;
- Улучшение адгезии лакокрасочных покрытий;
- Увеличение или уменьшение отражения света;
- Улучшение антифрикционных свойств.
В качестве примеров специальных покрытий можно привести:
- — под пайку;
- Латунь — под обрезинивание; — электромагнитный экран, подслой под другое покрытие, искрозащита; — повышение электропроводности, получение высокоотражающей поверхности, антифрикционное покрытие; — антифрикционное покрытие, покрытие под пайку;
- Черный никель, черный хром — получение светопоглощающей поверхности, антибликовое покрытие; — электроизоляция, подслой под покраску; — диэлектрическое покрытие, подслой под покраску.
Обратим внимание, что цинковое покрытие будет специальным при необходимости обеспечения свинчиваемости на алюминиевых резьбовых деталях, а хром будет специальным покрытием, когда задача — обеспечить износостойкость, жаростойкость, жаропрочность.
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ТРЕБОВАНИЯ
Дата введения — 2006-05-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
- РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»
- ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
- УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 296-ст
- ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее — автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 техническая классификация автомобильных дорог: Разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
2.2 класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
2.3 категория автомобильной дороги: Характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
2.4 доступ на автомобильную дорогу: Возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
3 Классы автомобильных дорог
3.1 Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
3.1.1 К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
3.1.2 К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
3.1.3 К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.