1. Конституция РФ определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. ч.
1 и 2 ст. 59). Воинский учет граждан организуется на основе Федеральных законов от 31 мая 1996 г.
N 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм.
и доп.); от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также в соответствии с Положением о воинском учете и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденными соответственно Постановлениями Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 и от 11 ноября 2006 г.
N 663, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132.
2. Закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что граждане обязаны состоять на воинском учете (за определенными исключениями). Воинский учет граждан, как правило, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами, а в случае их отсутствия в населенных пунктах — органами местного самоуправления (первичный учет) (см.
комментарий к ст. 21.1 КоАП).
Первоначальная постановка на учет мужчин происходит в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17-летнего возраста, а женщин — в течение года после приобретения ими военно-учетной специальности. Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста.
3. В соответствии с Положением о призыве на военную службу оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии осуществляется повестками военного комиссариата. Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляются органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положением о военных комиссариатах на них возложены организация и ведение воинского учета, координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, проведение при содействии других органов и организаций мероприятий по медицинскому осмотру граждан перед направлением их к месту прохождения военной службы, другие обязанности в сфере организации воинского учета.
4. Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. ст. 23 и 24). Категории лиц, которым предоставляется отсрочка от призыва на действительную военную службу, определяются на основе упомянутого Закона, а также указами Президента РФ.
5. Гражданин при постановке на воинский учет должен иметь при себе военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, являющийся водителем транспортного средства, должен иметь при себе также водительское удостоверение на право управления.
Обычно время явки в военный комиссариат указывается в повестке. Ответственность гражданина наступает в том случае, если он имел реальную возможность явиться на призывной участок, но не исполнил эту обязанность.
Уважительной причиной неявки по вызову военного комиссариата или по повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника или лица, на воспитании которого находился гражданин, участие в похоронах этих лиц, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться, другое обстоятельство, признанное судом или призывной комиссией уважительной причиной.
6. Неявка по вызову в военкомат характеризуется сознательным неисполнением гражданской обязанности. Граждане, и прежде всего лица допризывного и призывного возраста, хорошо осведомлены о предъявляемых к ним требованиях, поскольку заранее готовятся к призыву в армию, с ними проводится обязательная подготовка к военной службе, которая включает получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание и т.д.
(см. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441).
7. Помимо регулирования административной ответственности за такое серьезное нарушение правил воинского учета, как неявка без уважительной причины по вызову (повестке) в военкомат или иное установленное место, данная статья предусматривает ответственность за нарушение ряда других правил, которые составляют основу воинского учета, понимаемого как государственная система регистрации, учета и анализа имеющихся в стране людских — призывных и мобилизационных — ресурсов.
8. Граждане, состоящие на воинском учете, при переезде на постоянное или временное (на срок свыше трех месяцев) место жительства или выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев обязаны сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства или место пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию встать на воинский учет в двухнедельный срок; граждане, подлежащие призыву на военную службу и в период проведения призыва выбывающие на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства; граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в органы, осуществляющие воинский учет, об изменениях своего семейного положения, состояния здоровья, места жительства, образования, места работы и должности.
9. Объективную сторону могут составлять любые действия (бездействие), нарушающие установленные требования в виде несвоевременного представления необходимых сведений, неявки по вызову в установленные место и срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, и т.д., если они не влекут уголовной ответственности (ст. ст. 328 и 339 УК РФ).
10. Субъект административной ответственности — специальный: граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
11. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (военными комиссарами, начальниками отделов и отделений отделов военных комиссариатов) (ст. 23.11).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3).
НЕ ВСТАЛ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ В 16 ЛЕТ
Если молодой человек не прошел первоначальную постановку на воинский учет в возрасте шестнадцати-семнадцати лет, то его могут привлечь к административной ответственности. Чтобы избежать штрафа необходимо обосновать уважительность причины, по которой юноша не смог пройти эту процедуру. Например, предоставить справку, подтверждающую, что гражданин проходил лечение в стационарных условиях по причине тяжелой болезни или травмы.
В такой ситуации дело ограничится устным предупреждением. В иных случаях будет назначен штраф за непостановку на учет в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
НЕ ВСТАЛ НА УЧЕТ В ВОЕНКОМАТЕ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ
В случае, если призывнику необходимо покинуть место своего постоянного проживания, он обязан известить свой военкомат и встать на учет по в военкомате по временному месту пребывания. Также при изменении контактных данных, семейного положения, смены места работы призывник обязан уведомить об этом в военкомат. Если молодой человек нарушил свои обязанности и не встал на учет, то ему может грозить административная ответственность в виде денежного штрафа.
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ НЕ ВСТАТЬ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРОПИСКИ?
Каждый военнообязанный гражданин РФ обязан выполнять требования закона по воинскому учету: состоять на учете в военкомате по месту жительства, сниматься при смене месте жительства или пребывания, бережно хранить документы воинского учета. Нарушение правил воинского учета влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей. Например, штраф за непрохождение первоначальной поставновки на учет придется заплатить допризывникам, которые не пришли в военкомат до 1 апреля, лицам, достигшим призывного возраста, которые сменили место жительства на длительный срок (больше трех месяцев) и не уведомили военкомат по новому месту пребывания; мужчинам, которые вернулись в Россию из-за рубежа после длительного отсутствия либо, если получили гражданство РФ и в течение 2-х недель не встали на учет в военкомате.
ЕСЛИ НЕ ВСТАЛ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА: МОЖНО НЕ СЛУЖИТЬ?
Непостановка на учет с умыслом избежать призыв в армию, может квалифицироваться следственными органами как попытка уклонения от прохождения воинской службы. Если такой умысел будет доказан, призывнику грозит уголовная ответственность согласно статье 328 УК РФ. Эта статья предусматривает наказание в виде штраф до 200 тыс.
рублей или до двух лет лишения свободы. Не стоит уклоняться от прохождения призывных мероприятий и искать незаконные способы освобождения от армии. Тем, кто хочет получить освобождение от призыва на законных основаниях стоит изучить ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также Расписание болезней.
ШТРАФ ЗА НЕПОСТАНОВКУ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
Уклонение от постановки на воинский учет — повод наложить на призывника административный штраф. Если призывнику удастся уклоняться от постановки на воинский учет и прохождения воинской службы до достижения 27 лет, то ему будет выдана справка вместо военного билета о том, что он не служил, не имея на то законных оснований. Впоследствии это может привести к проблемам при трудоустройстве.
Если у вас остались вопросы о том, как законно получить освобождение от службы либо получить отсрочку от армии, запишитесь к нам на консультацию по номеру (3412) 56 92 11.
Какая ответственность за не постановку на военный учет
За нарушение гражданами обязанностей по воинскому учету, в частности, за неявку без уважительной причины для постановки на воинский учет в определенные сроки, установлена административная ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
Кроме того, законодателем установлена ответственность за умышленную порчу либо уничтожение военного билета или приписного свидетельства, а также за небрежное хранение военного билета или приписного свидетельства в виде предупреждения либо штрафа размером от 100 до 500 рублей.
В случае, если действия гражданина будут квалифицированы как уклонение от призыва на военную службу, то гражданин может быть наказан штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
В связи с этим отметим, что чаще всего гражданин считается уклоняющимся от призыва, если он уезжает или прибывает на новое место жительства или место временного пребывания, либо выезжает из РФ (возвращается в РФ) без снятия с воинского учета и постановки на воинский учет, для того, чтобы ему не вручили под личную подпись повестку военкомата.
Обращаем внимание на последствия уклонения от прохождения службы (кроме последствий, связанных с ответственностью). Гражданам, безосновательно не прошедшим военную службу по призыву, выдается не военный билет, а справка взамен военного билета.
Информацию о выданной справке военкомат передает по месту работы гражданина. И в случае, если гражданин находится на государственной или муниципальной службе, то выданная ему справка и информация от военкомата является основанием для увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы.