Аттестация педагогов на 1 категорию

Содержание
  1. Как комиссии принимают решения глядя на эти критерии
  2. Что делать, если я не согласен с критериями
  3. Эти критерии могут измениться?
  4. Аттестация педработников
  5. Формы аттестации
  6. Обязательная аттестация на
  7. соответствие занимаемой должности
  8. е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Аттестация данной категории педагогических работников возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
  9. Процедура проведения аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности
  10. Добровольная аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории
  11. Процедура проведения аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности
  12. Документы
  13. Виды категорий
  14. Какие преимущества дают категории
  15. Обязательно ли получать?
  16. Сколько действуют квалификационные категории?
  17. Порядок получения первой категории
  18. Как можно оспорить решение комиссии?
  19. О переносе аттестации педагогов
  20. Новая система аттестации учителей в 2025 году: как всё устроено
  21. Аттестация учителей: как проходит оценка педагогов по последним данным?
  22. Изменения в аттестации педагогов с целью получения категории
  23. Критерии аттестации педагога в 2025 году

Критерии для получения квалификационной категории прописаны в приказе Министерства образования о порядке аттестации педагогов. На их основании аттестационные комиссии в регионах определяют из каких пунктов должно состоять портфолио педагога и какие баллы педагог может получить за каждый пункт. Критерии в приказе составлены достаточно пространно, но по ним можно догадаться, чего должен добиться педагог для получения категории.

Чтобы получить первую квалификационную категорию педагога, нужно:

Показать стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.

Как это можно сделать. В каждой образовательной организации ведется мониторинг успеваемости, и администрация может выдать педагогу данные или составить справку. В справке будут указаны результаты учащихся — в школе это будут оценки, в дополнительном образовании — итоговые работы.

Сложнее всего педагогам в детских садах, но они также проводят с детьми диагностику умственных, социальных и творческих способностей и показывают их результаты.

Показать результаты итоговой государственной аттестации. Этот пункт касается только школ, ведь в дополнительном образовании не проводят ОГЭ и ЕГЭ. С этим пунктом справляются не все учителя, ведь далеко не по всем предметам сдают экзамены. Если итоговой государственной аттестации по предмету нет, то пункт пропускается.

Выявлять развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Как правило, здесь от педагогов требуют рассказать о конкурсах, которые он проводит с учащимися, и других формах диагностики способностей.

Повышать качество образования, совершенствовать методы обучения и воспитания, транслировать в педагогических коллективах педагогический опыт, участвовать в работе методических объединений. Педагог должен заниматься методической деятельностью и предоставить комиссии ее результаты. Он волен выбирать, как это будет делать: можно быть председателем методобъединения, проводить ежеквартальные семинары для педагогов своего города, вести блог или выпускать раз в год методичку.

Если хочется получить высшую категорию, то нужно к предыдущим пунктам добавить:

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Чем выше уровень конкурса, тем лучше. Если ваши ученики побеждают только в районных конкурсах, комиссия может засомневаться в значимости достижений.

Продуктивно использовать новые образовательные технологии и транслировать эту деятельность. То есть недостаточно проводить профессиональные конкурсы для учеников, нужно подключать методы, например, выкладывать результаты на ютуб и призывать друзей учеников голосовать за них. Также важно делиться этими наработками с коллегами и лучше сразу на федеральном уровне.

Активно участвовать в профессиональных конкурсах, разрабатывать методические материалы. Причем лучше быть не участников конкурса, а членом жюри или организатором.

Как комиссии принимают решения глядя на эти критерии

На самом деле, решение принимают эксперты, которые изучают портфолио педагога или посещают его занятия. В Пермском крае работает один эксперт, в других регионах — экспертные группы. В каждом регионе могут отличаться требования к портфолио: где-то нужно включать в них видеозаписи уроков, где-то нет.

После того, как эксперт изучил портфолио, он ставит баллы. При этом необязательно быть успешным по всем критериям — аттестационная комиссия определяет, сколько баллов нужно получить, чтобы их хватило для категории. «Проходной балл» также отличается в регионах.

Есть важный нюанс: нужно понимать, что это разные баллы и их нельзя сравнивать между собой.

Что делать, если я не согласен с критериями

Если вы базово не согласны с критериями, которые разработаны в Министерстве, то проще не получать квалификационную категорию: вы не сможете доказать аттестационной комиссии, что она должна взглянуть на образовательный процесс вашими глазами.

Но если вам не нравится какой-то критерий и вы отказываетесь его выполнять, то вы можете набрать баллы за счет остальных пунктов. Например, ваши ученики не участвуют в конкурсах, но при этом вы показываете отличный открытый урок, транслируете педагогический опыт и регулярно проводите воспитательную работу с детьми и родителями. Скорее всего у вас получится аттестоваться на первую категорию.

Но на высшую вряд ли — считается, что для этого нужно быть успешным по всем критериям.

В некоторых регионах появляются дополнительные критерии — например, в Пермском крае педагог должен взаимодействовать с социальными партнерами и родителями. С этим требованием сложно спорить: в каком-то смысле это транслирование опыта и совершенствование воспитательных методов. В Хабаровском крае от педагогов требуют, чтобы их выпускники поступали в учреждения СПО и ВПО по профилю преподаваемого предмета — этот критерий можно оспорить в аттестационной комиссии, потому что ученики могут хорошо аттестоваться по предмету, но не хотеть его изучать дальше.

Но не факт, что комиссия будет изменять правила ради одного педагога. Некоторые претензии можно обсуждать в региональных профсоюзах — если наберется достаточно недовольных, то можно и побороться.

Также в некоторых регионах баллы можно получить за поощрения, например, почетные знаки и грамоты, хотя к критериям они не относятся. Этот критерий тоже можно попробовать оспорить через профсоюз.

Эти критерии могут измениться?

Да, они обязательно изменятся , но точно не в 2021 году. Министерство просвещения, а до этого Министерство образования давно обещают перейти на новую модель аттестации педагогов. Сделать это хотят не просто так, а запустить Национальную систему учительского роста (НСУР).

Для этого нужны создать центры повышения квалификации, создать новые должности в образовательных организациях, до конца утвердить порядок и материалы для аттестации педагогов.

В конце 2019 года вышло распоряжение правительства РФ о действиях, которые нужно предпринять, чтобы окончательно развернуть НСУР. Если верить распоряжению, то апробировать новую систему аттестации будут в 2021-2022 годах, а в в 2022 году внесут окончательные изменения в порядок аттестации. Но это распоряжение было опубликовано до эпидемии коронавируса, значит, скорее всего, сроки еще будут сдвинуты.

Поэтому до конца неизвестно, как будет проходить аттестация в новом режиме, но явно критерии изменятся. Потому что пока предполагается, что для прохождения аттестации педагог должен будет не только показать свое портфолио, но и пройти тест по своему предмету, разобрать педагогический кейс. Скорее всего результаты учеников в принципе не будут оценивать.

Но в любом случае, те, кому не нравятся критерии для получения квалификационной категории, могут пока передохнуть: срок действия квалификационных категорий, которые должны были кончиться с 1 сентября 2020 до 1 октября 2021 года, продлили до 31 декабря 2021 года.

Аттестация педработников

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” с апреля 2014 года вступил в силу Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276

Формы аттестации

Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность проводится каждые 5 лет в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (обязательная аттестация) и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории (добровольная аттестация)

Обязательная аттестация на

соответствие занимаемой должности

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Аттестация данной категории педагогических работников возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

Процедура проведения аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности

1) Руководитель знакомит педагогических работников с приказом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

2) Аттестация педагогических работников проводится аттестационной комиссией образовательного учреждения созданной приказом руководителя образовательного учреждения работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации

3) Для проведения аттестации на каждого педагогического работника в аттестационную комиссию вносится написанное по определённой форме представление, которое содержит основные сведения о педагогическом работнике и мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором . Педагогический работник знакомится с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации

4) После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).

5) Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Добровольная аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

1) Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

2) По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

3) Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

4) Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа

5) Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

6). Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

7) Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

— определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника

индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

— осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

Процедура проведения аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности

1) Руководитель знакомит педагогических работников с приказом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

2) Аттестация педагогических работников проводится аттестационной комиссией образовательного учреждения созданной приказом руководителя образовательного учреждения работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации

3) Для проведения аттестации на каждого педагогического работника в аттестационную комиссию вносится написанное по определённой форме представление, которое содержит основные сведения о педагогическом работнике и мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором . Педагогический работник знакомится с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации

4) После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).

5) Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Документы

КАРТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ

ФОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ДОЛЖНОСТЯМ

МОДЕЛЬ №2 «РЕФЛЕКСИВНАЯ»

2.1. Структура и описание

Представление аттестационных материалов в соответствии с Моделью №2 начинается с заполнения педагогом заявления по установленной форме в электронном виде на сайте ГАУ ДПО «ВГАПО» http://course.vgapkro.ru и выбором из выпадающего списка Модель №2 представления аттестационных материалов.

При заполнении формы заявления необходимо внимательно внести свои данные и полное название ОУ в соответствии с Уставом.

В соответствии с графиком проведения процедуры разместить аттестационные материалы в личном электронном кабинете.

Алгоритм представления аттестационных материалов Модели №2:

  • Прохождение тестирования по методический компетенции, в соответствии с графиком тестирования, утвержденным аттестационной комиссией (утверждение графика в июне каждого года на будущий учебный год).
  • Представление технологической карты учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС по УТП рабочей программы (скан УТП, заверенный руководителем с указанием учебного занятия прилагается). Учебное занятие должно быть проведено в период прохождения педагогом процедуры аттестации (с момента рассмотрения заявления аттестационной комиссией и до окончания загрузки аттестационных материалов в личный кабинет). К технологической карте учебного занятия прилагается рефлексивный анализ по установленной форме.
  • Представление «Карты результативности» за 3 года (1,2,3 года или 3,4,5 года межаттестационного периода) и Приложения со сканкопиями документов, указанных в карте результативности.

Для участников Исследования компетенций в рамках проведения апробации новой модели аттестации в период с 2017 по 2022 год предусмотрены Льготы при прохождении аттестации с выбором Модели №2 (Решения по льготам по протоколам АК 2017-2022 гг.)

Аттестационные материалы Модели №2:

  • Результаты тестирования по методической компетенции;
  • Технологическая карта учебного занятия и рефлексивный анализ;
  • «Карта результативности» по должности и Приложения со сканкопиями документов, указанных в карте результативности.

По завершении анализа и оценки итогов результативности профессиональной деятельности по представленным аттестационным материалам, необходимо ознакомиться с итоговым заключением, которое размещается в личном кабинете аттестуемого педагога..

При прохождении аттестационной процедуры педагог имеет право доработать аттестационные материалы не позднее чем за 5-7 дней до заседания аттестационной комиссии. Для этого необходимо создать папку «Доработанные материалы» (приказ №24 от 21.03.2022 комитета образования, науки и молодежной политики) в личном кабинете, указав дату ее создания и разместить аттестационные материалы, которые дорабатывались в процедуре.

Контроль за размещением аттестационных материалов и их оценкой осуществляют специалисты Центра аттестации, сопровождающие прием/обработку аттестационных материалов того района/города в котором находится ОУ, в соответствии с функционалом сотрудников подразделения ГАУ ДПО «ВГАПО» и должностной инструкцией.

Ознакомиться с формами карт результативности и приложением возможно после регистрации на сайте ГАУ ДПАО «ВГАПО», либо использовать уже имеющуюся регистрацию.

Виды категорий

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории.

В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Какие преимущества дают категории

Категории подтверждают уровень квалификации, соответственно, выше оплачиваются. Наличие категории вписывается в трудовую книжку и сохраняется при переходе на другую работу.

Какие преимущества дают категории изображение

Обязательно ли получать?

Аттестация является личным делом педагога, и никто не в праве его заставлять или обязывать. При приеме на работу наличие категории может стать решающим фактором, а возможно работодателя будут интересовать другие компетенции потенциального сотрудника. Но вот без подтверждения соответствия занимаемой должности обойтись не удастся, это обязательное условие деятельности.

Другим обязательным элементом является повышение квалификации. В соответствии с действующим законодательством учителя должны проходить обучение каждые пять лет. Но сегодня повысить уровень своего образования значительно проще.

Обучение в Современной научно-технологической академии проходит в дистанционном формате на основании актуальных методик и образовательных технологий.

Я согласен на обработку персональных данных

Сколько действуют квалификационные категории?

Квалификационные категории действуют в течение пяти лет со времени получения. Затем аннулируются, если не поступило заявление на следующую категорию или на подтверждение уже имеющейся.

Порядок получения первой категории

Начальный этап — это подача заявления с аргументированной позицией, почему учитель считает возможным получение первой категории.

Требования к заявителю:

  • Стабильные результаты учеников при контроле знаний;
  • Школьники показывают результаты в олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях;
  • Учитель транслирует педагогический опыт среди своих коллег на уровне учреждения и на уровне педагогических сообществ.

Региональная комиссия анализирует достижения педагога, знакомится с практическим опытом, изучает письменный самоанализ или портфолио. Затем принимает решение о присвоении категории в соответствии с набранными баллами. Издается приказ и аттестационный лист.

Если учитель не прошел аттестацию, то внутри учреждения проходит испытание на соответствие занимаемой должности. Через пять лет можно повторно подавать заявление.

Подтверждение категории проходит приблизительно аналогично. Проводится в тех случаях, когда педагог не желает повышать уровень квалификации, предпочитая оставить прежний.

Как можно оспорить решение комиссии?

Решение комиссии может быть оспорено педагогом в комиссии по трудовым спорам при региональном отделе образования, либо при обращении в суд.

О переносе аттестации педагогов

В 2020 году в связи с коронавирусом педагогическим работникам разрешили не проходить обязательную проверку. Вступило в силу два приказа Минпросвещения:

№193 — о продлении квалификационной категории (КК), срок действия которых закончился с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, до 31.12.2020 года;

№713 — о продлении КК еще на год — до 31.12.2021 года.

Если педагогические сотрудники не прошли аттестацию в 2020 году, то повода для волнений нет. Уровень зарплаты для таких специалистов остается прежним, в соответствии с КК.

Причина переноса аттестации педагогов в 2021 году

Designed by stockking/Freepik

Даже если срок действия категории продлен, педагог вправе аттестоваться по утвержденному ранее порядку — указано в письме Минпросвещения №ВБ-90/08/27 от 27.01.2021 г. Поэтому процедура будет проходить также, как раньше (в каждом регионе она отличается).

Новая система аттестации учителей в 2025 году: как всё устроено

Принципы системы развития педагогических работников отражены в распоряжении Правительства №3273-р от 31.12.2019 г.. Новая модель аттестационной процедуры проходила апробацию в школах 19 регионов России в два этапа:

Первый: с 1 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года.

Второй: с 10 января 2022 года по 1 июня 2022 года.

В конце 2022 года стало известно о том, что апробацию прошли новые квалификационные категории для педагогических работников. В целом же нововведения касаются изменения системы оценки знаний педагогов.

Национальная система учительского роста (НСУР) призвана сместить акценты с успеваемости подопечных на реальные знания и навыки педагогического работника. Ранее, чтобы педагог получил первую категорию и тем более высшую, ученики должны были показывать стабильную положительную динамику в усвоении знаний, однако, нигде не было прописано, что под этим подразумевается. Этот вопрос оставался на усмотрение аттестационной комиссии.

НСУР же руководствуется положениями Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ). Механизм оценки при этом подразумевает:

Дифференциацию званий педагогов, новые категории;

Сертификационную и аттестационную оценку знаний. Иными словами, кроме проверки знаний педагога будет оцениваться также его соответствие профессиональному стандарту;

Общественные заслуги и регалии, например, звание «Учитель года».

Аттестация учителей: как проходит оценка педагогов по последним данным?

ЕФОМ включает 4 вида компетенций:

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.

Изменения в аттестации педагогов с целью получения категории

Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде).

В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.

Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.

Критерии аттестации педагога в 2025 году

Система оценки пока не выработана до конца и проходит апробацию. Известно, что она будет осуществляться по стобалльной системе, где 100 — наивысший балл, а для успешной аттестации необходимо набрать не менее 70. Баллы будут формироваться на основании двух блоков: ЕФОМ и представление работодателя.

В первом блоке максимальное количество баллов, которые можно набрать равняется 60, во втором блоке — 40.

Что подразумевается под представлением работодателя:

Успеваемость и достижения учащихся за последние 5 лет в динамике. По этому критерию можно набрать до 20 баллов;

Личные достижения педагога, в том числе и мнения выпускников. Проводится по анкетному принципу, максимальное количество баллов — 15;

Оценка профессиональных качеств педагога, их оценивают педагоги-эксперты от Рособрнадзора. Можно набрать максимально 5 баллов.

Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могли не проходить аттестацию до конца 2021 года, однако, мораторий закончился;

Внедрение ЕФОМ пока подвисло в воздухе, новостей о новом обязательном стандарте аттестации в 2022 году нет. Однако внести изменения в Правила аттестации обещают в 2025 году;

Педагоги могут подать документы на присвоение категории в электронном виде и получить решение в течение 60 дней;

Аттестация учителей предполагает появление возможности получить две новые категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».

Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.

Adblock
detector